Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова. Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Хетагуровой. Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь местного священника Сухиева.
ЕСЛИ Б ЗАПЕТЬ МНЕ, КАК НАРТУ, УМЕЛО ЕСЛИ Б ЗВУЧАЛ ДО НЕБЕС МОЙ ФАНДЫР, Я БЫ ПОЗВАЛ ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ СМЕЛО, ПУСТЬ МОЕ ГОРЕ УСЛЫШИТ ВЕСЬ МИР.
Да, я люблю ее... но не позорной страстью, Как объяснять себе привыкли вы любовь, Я не влеку ее к обманчивому счастью, Волнуя сладостным напевом ее кровь. Это только фрагмент из его стиха но сразу понятно что это Коста Леванович Хетагуров.Почему Коста называют СЫНОМ ОСЕТИИ? Потому что он был предан своей земле, и делал все, что бы мы потомки не когда не предавали свою родину. Детям говорила: «Вот бобы вскипят!» А сама варила Камни для ребят.
Портретная галерея Вот эта Вера еще гимназисткой, Рядом Косер, она же Наталия, Люба-курсистка и Ольгой курсисткой, Аня и Анечка дивная талия! Эта Настасья идейная девушка С выдержкой немки, но с теплою лаской. Лелька-фрацуженка славная деточка, Рядом Елена с еврейской закваской... Вот гимназисткой бесенок Анюта, Пышная Леля, Елена Кудрявая, Редкая масть! А вот та из приюта Сашка шальная, вот Груня лукавая. Дальше Глафира совсем миниатюра! Рядом Раиса, звалась осетинкою; Рядом с ней Любка беспутная шкура, Те же Раиса и Груня с сурдинкою. Та же все Любка, а эта вот Вика, Рядом с ней Надя мечта артиллерии, Та ж и Анютка, уже не без шика, Это портреты все первой лишь серии.
Он пел любовь, но был печален глас. Увы, он знал любви одну лишь муку. В. Жуковский
Не сохранилось стихотворений, посвященных Р. Гайтовой и Л. Хурумовой, что позволяет сделать вывод о том, что предложения руки он делал им руководствуясь больше разумом, а не сердцем. Ведь как Коста сам признавался, стихи он писал только в такое время, когда потребность высказаться всецело охватывало все его существо.
В день своих именин 3 октября 1898 г. Коста запишет:... Сегодня мне исполнилось 39 лет... Никаких изменений! Несмотря на 1 1годовую болезнь и на миллионы всевозможных неприят- ностей, я чувствую себя тем же способным в го рячие объятия весь необъятный мир, как друга, заключить, простить врагов своих, - в ответ на их проклятья, страдать за них любя, страдая, их любить... И что удивительнее всего - я влюблен, так же безумно, беззаветно, как лет тому назад...
В 1881 году, в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств. В 1883 году лишён стипендии и этим почти всех средств к существованию. Вскоре он перестал посещать Академию, а в 1885 году поехал обратно в Осетию. По 1891 год жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ». В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.
В декабре 1899 года Коста получил телеграмму об отмене ссылки, но смог выехать оттуда лишь в марте 1900 года. Сперва поселившись в Пятигорске, затем он переехал в Ставрополь, чтобы возобновить работу в газете «Северный Кавказ». В 1901 году Хетагуров тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели. Меньше всего Коста думал о себе. Только в конце жизни он начал строить дом, но не достроил, собрался завести семью и тоже не успел. Он умер 1 апреля 1906 года, измученный преследованиями и тяжелой болезнью, в селе Георгиевско-Осетинском Кубанской области (ныне - село Коста Хетагурова Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики). По настоянию народа Осетии прах великого земляка был впоследствии перевезен во Владикавказ.
…Я НИКОГДА СВОИМ СЛОВОМ НЕ ТОРГОВАЛ, НИКОГДА НИ ЗА ОДНУ СВОЮ СТРОКУ НИ ОТ КОГО НЕ ПОЛУЧАЛ ДЕНЕГ…И ПИШУ Я НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПИСАТЬ И ПЕЧАТАТЬ, ПОТОМУ ЧТО И МНОГИЕ ДРУГИЕ ЭТО ДЕЛАЮТ.- НЕТ! НИ ЛАВРЫ ТАКОГО ПИСАНИЯ МНЕ НЕ НУЖНЫ, НИ ВЫГОДЫ ОТ НЕГО… Я ПИШУ ТО, ЧТО Я УЖЕ НЕ В СИЛАХ БЫВАЮ СДЕРЖАТЬ В СВОЕМ ИЗБОЛЕВШЕМ СЕРДЦЕ…
«АНГЛИЧАНЕ ГОВОРЯТ: У НАС ЕСТЬ ШЕКСПИР, НЕМЦЫ ГОВОРЯТ: У НАС ЕСТЬ ГЕТЕ, РУССКИЕ ГОВОРЯТ: У НАС ЕСТЬ ПУШКИН, А МЫ, ОСЕТИНЫ, ГОВОРИМ: У НАС ЕСТЬ КОСТА. МАХÆН ТА ИС КЪОСТА!» ВАСО АБАЕВ
Подготовил 10 класс «А» и учитель Мельникова В.А.