Дисциплина в воскресной школе Материал подготовил Звертовский В.В. Семинар учителей воскресных школ церквей РО КЦ ЕХБ, 13 октября 2012 г. г. Минск
Понятие дисциплины. Взаимосвязь дисциплины в ВШ и церкви Атмосфера в церкви формирует общую атмосферу, в т.ч. на уроках ВШ. (хотя сам учитель может оказывать серьезное как в положительное, так и отрицательное влияние). Дисциплина в церкви – это постоянное применение принципов, правил, подходов, методов и доктрин Библии для поддержания чистоты, порядка, мира и для создания условий здорового развития и служения как всей церкви, так и каждого члена церкви. ВШ формирует отношение к церковной дисциплине потенциальных членов церкви, учит порядку, умению подчиняться. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. (Прит.22:6) Порядок, реализация дисциплины на уроках ВШ способствует качественному усвоению творчески подготовленного учебного материала, но не заменяет его. Много хлеба [бывает] и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка. (Прит.13:24)
Этапы реализации: Установка начальных правил Напоминание Увещевание Наказание Поощрение не обязательно словесно – это могут быть плакаты и др. наглядные пособия, которые всегда на виду
Примеры экранов успеваемости
Примеры «напоминалок» о правилах поведения
Авторитет учителя. Учитель – христианин-практик. (ВШ – не обычная светская школа, а место, где дети знакомятся с христианскими ценностями, Словом Божьим. Будет мало пользы, если дети не видят воплощение объясняемых Божьих истин в личности учителя). Последовательность, прозрачность, понятность требований для детей Работает принцип «сказал-сделал» (не бросать слов «на ветер») Поддержка родителями учеников (в 1-ю очередь касается верующих родителей) НЕТ! – панибратству, ДА! – дружбе и дисциплине (постараться быть другом детям, не выходя за рамки «учитель-ученик» на уроке.).
Роль, участие родителей в реализации дисциплины. Доверие учителю, в т.ч. вопросах наказания/поощрения Поддержка здравых требований учителя в ВШ и дома. Помощь в выполнение д/з
Наказание, разрешение конфликтных ситуаций. Строго индивидуальный подход со знанием характера ребенка Публичный протест/вызов должен быть остановлен Хамство, ложь, ябедничество, двуличие – самое большое порицание/наказание Старшие – лишение баллов, наград, словесное убеждение, увещевание Младшие – лишение наклеек/баллов, вовлечение родителей, увещевание, физ. наказание (в исключительных случаях)
Методы поощрения – в рамках всей ВШ : Магазин, в котором можно годовое количество баллов обменять на «лепты» и приобрести «товары» Награждение в персональных номинациях по итогам года Награждение по итогам конкурсов, игр – в рамках класса: отмечать дни рождения, подарки младшие – наклейки, небольшие сувениры старшие – баллы, сувениры определенных номинациях (напр. по количеству баллов/квартал – тоже можно придумать номинации)
3 «НО»: не переборщить, не разбаловать наградами детей. Основной упор – на постоянно высокое качество уроков и интересность их для детей. поощрение – весомое, подарки – ценные, но в рамках «потолка возможностей» ВШ. нет! – уравниловке. В различных конкурсах задействуется соревновательный интерес. Этого не нужно бояться. Важно выбирать правильные критерии оценки участников и делать их «прозрачными», понятными для детей.