С АНКХЬЯ - ЙОГА Приготовила: Звонарева Надежда группа:Эо-41-13
Философия индуизма насчитывает шесть основных школ, к одной из которых относится санкхья, основателем которой является мудрец Капила, живший в 7 веке до н.э. Признавая авторитет Вед, тем не менее, она строится на размышлении и независимом опыте. В переводе с санскриты это слово означает "число, перечисление, расчёт". И действительно данная философия строится на аналитическом перечислении элементов природы (пракрити) и её объектов.
Основным произведением данной школы является "Санкхья-карика" Ишваракришны. Другие тексты школы санкхьи: "Санкхья- карика-бхашья" Гаудапады"Таттвакаумуди" Вачаспати и "Санкхья-сара" Виджнянабхикшу.
Целью школы санкхьи является помочь осознать отличие духа (пуруши) от материи (пракрити).
В СВОЁМ РАЗВИТИИ ЭТА ФИЛОСОФИЯ ПРОШЛА 4 СТАДИИ : Санкхья Капилы (VII–VI вв. до н. э.) основывалась на относительном монотеизме и абсолютном монизме, опираясь на Веды. Атеистическая санкхья буддийского периода. Опираясь на логику, пыталась обосновать реальность существование "Я", но под нападками буддизма пришла к выводу о невозможности существования Бога (Ишвары). Теистическая санкхья Махабхараты, Бхагавад- гиты, Пуран. Было произведено различие между существованием духа и материи. При этом дух (Пуруша) выступает, как познающий. Санкхья Виджнянабхишну (VII в.). Возвращение к теистической санкхье.
Основной акцент в данной философии делается на учение о наличия следствия в причине, причём оба этих понятия принимаются, как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это обращает последователей санкхьи к поиску первопричины, которая может не быть связана с Богом, а также к теории эволюции и инволюции окружающего мира.
Школа санкхьи признаёт 2 реальности: пракрити (природа) и пуруша (Бог). Они дают объяснение того, как из одного происходит другое. Согласно этой философии, Пуруша и Пракрити являются изначальными, независимыми друг от друга реальностями. При этом Пуруша является необъектируемым сознанием, которое познаёт Пракрити. Он непознаваем, безначален и неизменен. Пуруша не имеет причины существования и не выступает в роли причины чего-либо. Также философия санкхьи признаёт множественность Пуруш.
П РАКРИТИ НЕЗАВИСИМА, АКТИВНА И СОСТОИТ ИЗ ТРЁХ ГУН ( КАЧЕСТВА ): Саттва (благость) является основой разума, характеризуется тонкостью, лёгкостью, светом и радостью, Раджас (страсть) является основой энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием, Тамас (невежество) является основой инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.
Когда гуны находятся в состоянии равновесия, развития не происходит. Оно начинается тога, когда под воздействием, оказываемым Пурушей, гуны образовывают разные комбинации, возникают различные объекты мира. То есть мир, в котором мы живём, согласно данному направлению, является результатом взаимодействия между бесконечным количеством духов (пуруш) и Пракрити.