ЛЕКЦИЯ 1 ВВЕДЕНИЕ
Понятие об экономике как о науке. Экономика – это все виды деятельности людей, которые позволяют человеку, обществу, обеспечивать себе материальные условия для существования. Экономика отрасли - ? Проследим связь:
Микроэкономика – функционирование фирмы, корпорации, предприятия. Макроэкономика – законы функционирования национальной экономики в целом (+ государство).
Экономика организаций (предприятий) – производственные отношения людей на предприятии. Через объект исследования она связана с такими курсами, как: бухгалтерский учет, менеджмент, маркетинг, финансы, ценообразование и др.
Вместе с тем каждый вид транспорта представляет собой особый производственный комплекс, имеет свои технические, экономические,социальные особенности и сферу наиболее эффективного применения для пассажирских и грузовых перевозок.
Поэтому экономика транспорта подразделяется на ряд отраслевых экономик: экономику ж\д транспорта, экономику речного транспорта экономику автомобильного транспорта и др.
Железнодорожный транспорт, как совокупность средств производства, техники, технологий, рабочей силы является объектом изучения многих наук – технических, естественных, математических, географических, экономических и др. При этом предмет научных интересов у каждой науки свой.
При изучении технических проблем рассматриваются: орудия и средства производства; их физические свойства; взаимодействие в процессе организации перевозок; технология эксплуатации; ремонт и содержание технических средств; отношение работников к труду; уровень квалификации работников.
Экономика ж\д транспорта Изучает транспорт с точки зрения производственных отношений в процессе производства. При этом экономика ориентируется на человека, как на главную производительную силу, на его интересы и управление ими.
Железнодорожный транспорт связан со всеми отраслями народного хозяйства, с населением страны, с предприятиями, трудовыми коллективами. обслуживает все предприятия и отрасли народного хозяйства независимо от форм собственности и общественного строя. должен четко и в сроки обеспечивать перевозки грузов, пассажиров, почты, багажа, выполнять многочисленные нетрадиционные услуги с высоким качеством и при постоянном стремлении к снижению издержек, тарифов и цен на все виды услуг, работ и продукции.
Железнодорожный транспорт – многоотраслевое хозяйство. В тесном взаимодействии друг с другом трудятся работники: хозяйств движения контейнерных перевозок и коммерческой работы пассажирского локомотивного электрификации и энергетики вагонного путевого сигнализации связи и др. В каждом хозяйстве есть специфические особенности технологии, организации и экономики производства.
Экономика и планирование эксплуатационной работы - составная часть экономики ж\д транспорта. Она изучает: основы производственно-хозяйственной деятельности отделения дороги организацию управления и работы станции организацию труда, нормирования, заработной платы изобретательства и патентного дела планирование, финансирование, учет, отчетность анализ производственно-финансовой деятельности эффективность внедрения новой техники и организационно-технических мероприятий в станционном хозяйстве.
Экономика транспорта как наука отвечает на вопрос: «Что надо делать в теории и на практике, чтобы удовлетворить потребности народного хозяйства и населения в перевозках с наименьшими издержками?»