Практика речи на уроке немецкого языка в формате ЕГЭ раздел 4 Письмо
ПИСЬМО продуктивный вид речевой деятельности
УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ С 1 (письмо личного характера) - базовый уровень С 2 (письменное высказывание с элементами рассуждения) – повышенный уровень
Характер задания Задания открытого типа, учащийся самостоятельно порождает высказывание
ЦЕЛЬ: ПРОВЕРКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПИСЬМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ
Умения в письменной коммуникации Коммуникативная компетенция Социокультурная компетенция Языковая компетенция
Коммуникативные умения С 1С 2 а) выражать приветствие/прощание б) выражать пожелания, поздравления, радость и т.д., в) выражать сочувствие, симпатию, разочарование г) сообщать/запрашивать информацию а) оформлять свои идеи, впечатления б) приводить аргументы, тезисы что-либо подтверждающие
Социокультурная компетенция С 1С 2 а) умение правильно оформить письмо б) владение конвенциями вежливости и уместности а) владение конвенциями уместности б) использовать при необходимости знания о стране изучаемого языка
Языковая компетенция С 1С 2 умение адекватно контексту использовать языковые (лексические и грамматические) средства ( в том числе, речевые клише, средства связи и т.д.)
Критерии оценивания Степень соответствия письменного высказывания речевому намерению, теме и ситуации общения Уровень речевого творчества (продуктивность) (см. Приложение 4 ДЕМО) Сложность высказывания с точки зрения содержания, тематики, уровня языковых средств Соответствие/несоответствие грамматики и лексики нормам немецкого языка
Приложение 4 (Новое с 2012 ) Порядок определения процента текстуальных совпадений в задании С2 При оценивании задания С2 особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развёрнутое письменное высказывание. Если более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником или другими экзаменационными работами), то выставляется 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, всё задание оценивается в 0 баллов. Текстуальным совпадением считается дословное совпадение отрезка письменной речи длиной 10 слов и более. Выявленные текстуальные совпадения суммируются, и при превышении ими 30% от общего числа слов в ответе, работа оценивается в 0 баллов.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ превышение объема нехватка времени подмена темы раскрыты не все пункты
Стратегии или как избежать ошибок соблюдать формальные признаки письма; следить за структурой письменного высказывания; строить высказывание в соответствии с предложенным планом; использовать языковые средства связи внутри отдельного предложения (союзы, наречия и т.д.), а также и для целостного построения текста; следить за объемом текста; во введении необходимо перефразировать тему/проблему, данную в задании, не повторяя ее дословно.
Тематика (анализ тем ) С1С2 -Россия, достопримечательности -Праздники: рождество и новый год -Подарки -Поездки за границу -Урок литературы, любимые книги -Выполнение домашнего задания -Проблемы молодёжи: - здоровый образ жизни (вредные привычки, здоровая еда) - времяпрепровождение (летний лагерь, домашние животные) - отношения с братьями и сёстрами -Музыкальные предпочтения -Спорт, любимые виды спорта и спортсмены -Выбор профессии (материальный фактор) -Иностранные языки: - популярность, востребованность - поездка за границу -Школа: - где получить хорошее образование - творческие кружки - школа полного дня - школьные друзья - Проблемы молодёжи: - дружба - здоровы образ жизни - самостоятельное проживание - проблема свободного времени - Компьютер, «за» и «против» - Спорт профессиональный, «за» и «против» -Жизнь в городе /деревне, «за» и «против» - «Дома - лучше» (семья)
Структура личного письма Вверху справа: город отправителя письма (не получателя!), дата Kostroma, den 4. Oktober или Kostroma, или Пропуск строки Cлева на отдельной строке: обращение в соответствии с неофициальным стилем Liebe(r) …, Пропуск строки cсылка на предыдущие контакты (благодарность за полученное письмо, возможно извинение за то, что не писал раньше). Основная часть (как правило, это ответы на вопросы друга). Запрос информации (постановка вопросов в соответствии с заданием). Упоминание о дальнейших контактах (предпоследняя фраза). Пропуск строки Завершающая фраза (правильная форма в соответствии с неформальным стилем, напр., alles Liebe, viele Grüße). Подпись
Варианты написания адреса (только название города) и даты Moskau, den 4.Juni 2013 Моskau, den 24.Juni Moskau, Moskau, den Moskau, 5.Dez.2013 Moskau, am Moskau, im Juni 2013
Варианты написания обращения Liebe Katrin, / Lieber Max, Liebe Katrin! / Lieber Max! Hallo Anna, / Hallo Anna! Все обращения в письме ко второму лицу пишутся или с прописной буквы (du, dir, dich, dein) или с заглавной (Du, Dir, Dich, Dein).
Автор благодарит адресата за ранее полученное письмо ich danke dir für deinen letzten Brief. ich habe mich sehr darüber gefreut, dass… vielen Dank für deinen letzten Brief.
Автор извиняется, что не писал раньше. Entschuldige, dass ich lange nicht geschrieben habe. Entschuldige, dass ich erst heute schreibe.
Причина, почему автор заканчивает письмо. So, das wär`s für heute. Damit will ich schließen
Упоминание о дальнейших контактах Bis zum nächsten Mal! Vergiss nicht zu schreiben! Ich würde mich freuen, wenn… Schreib mal wieder! Hoffentlich, bekomme ich bald eine Antwort von dir. Ich warte auf deine Antwort.
Варианты написания завершающей фразы письма Herzliche Grüße Es grüßt Dich Alles Liebe Mit den besten Grüßen Mit bestem Gruß Mit den herzlichsten Grüßen Beste Grüße Mit freundlichen Grüßen Mit freundlichem Gruß Viele (liebe) Grüße Alles Gute Gruß und Kuss Tschüss Machs gut Bis bald После завершающей фразы не ставятся ни точка, ни запятая, ни восклицательный знак.
Подпись Dein Alexander/ Alexander Deine Alexandra / Alexandra
Тренировочные задания Создание банка полезных фраз, клише Письменные задания с опорой на ключевые слова. Устные высказывания по заданию Составление вопросов по пройденным темам Оценка примеров письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
С1 Ihr deutscher Brieffreund Markus aus Bremen schreibt über die gesunde Lebensweise: … In der letzten Englischstunde haben wir über die gesunde Lebensweise und Ernährung diskutiert. Und was isst du gewöhnlich am Tag? Worauf kannst du verzichten, um gesund zu bleiben? Was tust du für deine Gesundheit? … Mein Bruder hat bald Geburtstag … Nun möchten Sie Markus über die gesunde Lebensweise erzählen. Schreiben Sie einen Brief, in dem Sie: · Fragen von Markus beantworten; · 3 Fragen zum Geburtstag seines Bruders formulieren. Der Brief soll 100–140 Wörter enthalten. Beachten Sie die üblichen Regeln für Briefformeln.
С2 Nehmen Sie Stellung zu folgender Aussage: Man sollte ins Ausland reisen, nur wenn man die jeweilige Landessprache beherrscht. Nehmen Sie Stellung zu diesem Problem. Halten Sie sich bei der Bearbeitung an folgendes Vorgehen: Einleitung – erklären Sie die Problematik allgemein; Erörtern Sie Ihre persönliche Auffassung zum Problem – erläutern Sie Ihre Meinung und führen Sie 2–3 Argumente dafür an; Gegenmeinung – formulieren Sie mögliche andere Meinungen, die nicht der Ihren entsprechen, führen Sie mindestens 1–2 Argumente auf; Erklären Sie, warum Sie diesen Argumenten nicht zustimmen können; Schlussfolgerung – fassen Sie Ihre Überlegungen kurz zusammen und formulieren Sie eine abschließende Einschätzung Ihrer Aussage. Der Umfang Ihres Textes: 200–250 Wörter.