Разработка единых образовательных программ подготовки специалистов по тушению лесных пожаров Н.А. Коршунов кафедра охраны лесов от пожаров ВИПКЛХ
Правовые основы и полномочия В соответствии с Лесным кодексом субъектам РФ переданы полномочия в области лесных отношений по землям лесного фонда Минприроды России, Минобороны России, уполномоченные органы власти субъектов, муниципалитеты отвечают за полномочия в отношении лесов находящихся в их ведении. В соответствии с Федеральным законом от ФЗ деятельность по тушению пожаров подлежит лицензированию. Одно из требований получения лицензии- подготовленный персонал.
Статические данные Ежегодно на тушении лесных пожаров участвуют тыс.человек (в 2010 году привлечено более 200 тыс. чел.), Ежегодно на тушении лесных пожаров участвуют тыс.человек (в 2010 году привлечено более 200 тыс. чел.), Постоянно задействовано более 10 тыс. тракторов, пожарных машин и спец техники, более 300 воздушных судов. Постоянно задействовано более 10 тыс. тракторов, пожарных машин и спец техники, более 300 воздушных судов. Силы лесопожарных организаций оцениваются на уровне тыс.человек, включая 4,5 тыс.работников авиапожарных служб. Потенциально на помощь могут быть привлечены работники пожарной охраны и 800 тыс подготовленных добровольцев. Силы лесопожарных организаций оцениваются на уровне тыс.человек, включая 4,5 тыс.работников авиапожарных служб. Потенциально на помощь могут быть привлечены работники пожарной охраны и 800 тыс подготовленных добровольцев.
Летчики наблюдатели. 4
5 Парашютист пожарный
6
7 Десантник пожарный
8
10 НАЗЕМНЫЕ СИЛЫ
ФБУ «Авиалесоохрана» обеспечивает функционирование информационной системы ИСДМ-Рослесхоз и работу Федеральной специализированной диспетчерской службы Заинтересованные организации лесного хозяйства (более 3 тысяч) имеют доступ к данным космического мониторинга пожаров в лесном фонде по каналам Internet. В субъектах РФ созданы специализированные диспетчерские службы лесного хозяйства в которых работают около 2 тысяч диспетчеров и операторов. 12 Диспетчеры Операторы ИСДМ
Отсутствие единообразия резко снижает эффективность всей системы охраны лесов от пожаров. Все участники процессов охраны лесов от пожаров и тушения лесных пожаров должны общаться на одном профессиональном языке, иметь одинаковые алгоритмы действий, т.е. должны иметь унифицированную профессиональную подготовку. Отсутствие единых программ подготовки приводит к массовому появлению на рынке образовательных услуг «безответственных» предложений со стороны непрофильных учебных организаций. Как следствие, это снижает конкурентную способность профильных (лесных и специализированных) учебных организаций на рынке лесопожарного образования. Происходит дискредитация лесопожарного образования. Оно перестает восприниматься лесопожарными организациями и органами лесного управления как необходимый компонент системы охраны лесов от пожаров. Как следствие, производит снижение спроса на качественное образование.
Подготовка лесопожарных специалистов Thank you for attention Персонал наземных сил и средств Подготовка учебные часы Персонал авиационных сил и средств Подготовк а учебные часы Добровольцы40 Лесной пожарный72Десантник пожарный100 Руководитель тушения Бригадир Парашютист пожарный150 Руководители тушения крупных пожаров + 100Инструкторы+300 Начальник пожарно- химической стации + 72Летчики наблюдатели1000 Водители, трактористы лесопожарной техники + ?Диспетчеры72 Мотористы + ?Операторы ИСДМ40
Подготовка специалистов г. создана ассоциация 24 образовательных учреждений лесного хозяйства, которые могут готовить лесопожарных специалистов разных категорий и добровольцев. Это дает возможность выстроить систему подготовки специалистов.
Лесопожарное образование - как необходимый компонент системы охраны лесов от пожаров. 1.Определить места различных категорий и групп специалистов специалистов, их должности и профессии по уровням профессиональной подготовки в рамках общей квалификационной системы. 2.Разработать единые программ подготовки лесопожарных специалистов в рамках общей квалификационной системы. 3.Разработать и утвердить квалификационные требования к различным с лесопожарным специалистам. Учитывать их при лицензировании организаций. 4.Внесение в законодательные документы профессии Лесной пожарный – основной базовый уровень для подготовки специалистов наземных и авиационных пожарных команд. 5.Развитие технологий дистанционной подготовки специалистов.