Роль языка в жизни человека Ни один предмет школьного образования не имеет более важного значения, чем родной язык. Вход в здание любой науки и любого общения лежит через двери языка.
Понятийная база Язык и речь Система и средство Требования к речи: - Информативность - Логичность и последовательность - Правильность - Ясность - Чистота - Точность - Выразительность - Богатство речи
Текст «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один, наверное, представит безмятежное небо юга, которое он видел с колыбели. Другой, вероятно, вспомнит бескрайнюю степь, что манила с детства своими просторами. Третий назовет Архангельский край, откуда пешком в столицу ушел когда-то Михайло Ломоносов и прославил потом Россию. Четвертый, быть может, - таежный лес Сибири… Для Тургенева Родина начинается с парка в Спасском-Лутовинове, где прошло детство писателя. Для Льва Толстого – с Ясной Поляны без которой он не мог представить себе Россию… А для 12-ти процентов россиян (по исследованиям современных ученых) – с копилки народной мудрости: с пословиц, поговорок, афоризмов…
Текст «Аудирование и чтение» Аудирование и чтение представляют собой речемыслительную деятельность, которая связана с восприятием и пониманием чужой речи, с активной переработкой информации, получаемой из речевых источников: при аудировании – через слуховой канал, при чтении – через зрительный канал. Виды аудирования: - ознакомительное – извлечение основной информации текста (наиболее важные сведения, тема, основная мысль); - выборочное – выделение в речевом потоке необходимой или интересующей вас информации (даты, имена, аргументы, примеры, детали); - детальное – полное, точное понимание звучащей речи, запоминание и осмысление основных и второстепенных фактов, содержащихся в ней. Виды чтения: - просмотровое – получение при первичном ознакомлении самого общего представления о нем (тема, круг вопросов) – о чем текст! - ознакомительное – извлечение основной информации (какие вопросы и каким образом решаются в тексте) – о чем и что именно говорится по тому или иному вопросу! (Сплошное чтение со скоростью не менее 120 слов в минуту) - поисковое – быстрое нахождение в тексте конкретных характеристик (слов, дат, цифровых показателей и т.п.) - изучающее – максимально полное, точное и адекватное понимание. Объект изучения – информация! Сопровождается разными видами фиксирования информации на письме (схемы, таблицы, планы, конспекты, логико-смысловые схемы, элементы рисунка, графические символы и др.). Сплошное чтение со скоростью не ниже слов в минуту.
Цель задания Выбрать из четырех вариантов такой ответ, где сокращение текста проведено с сохранением полного объёма информации; главная информация максимально выражена при минимальной затрате речевых средств.
Пример Славянские географические названия, оканчивающиеся на - ово, - ево, -ино, -ыно, изначально были склоняемыми (вспомним у Лермонтова: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»). В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1. Славянские географические названия изначально были склоняемыми, но в последние 30 лет несклоняемые варианты, которые раньше употреблялись лишь в речи географов и военных, широко распространились, поэтому нормативными считаются и склоняемый, и несклоняемый варианты. 2. Славянские географические названия на -ово, -ево, - ино, -ыно, которые раньше были склоняемыми, в последние 30 лет употребляются как несклоняемые варианты, потому что очень важно давать названия в исходной форме. 3. Географические названия на -ово, -ево, -ино, -ыно изначально были склоняемыми, а сейчас можно считать нормативными оба варианта – склоняемый и несклоняемый. 4. Еще 30 лет назад несклоняемые варианты славянских географических названий на -ово, -ево, -ино, -ыно были допустимыми только в речи географов и военных, но сейчас нормативными признаются оба варианта – склоняемый и несклоняемый. Несклоняемые формы употреблялись лишь в речи географов и военных, потому что очень важно было давать названия в исходной форме, чтобы не было путаницы: Киров и Кирово, Пушкин и Пушкино и т.п. Но в последние 30 лет несклоняемые варианты стали настолько широко распространенными в обиходной речи, что сегодня, по мнению многих лингвистов, можно считать нормативными оба варианта – склоняемый и несклоняемый.
Зачем мне знание языка? Чтобы…