#81 9 :
Земледельцы, ремесленники, рыбаки – это… Demos (народ) Управление, Она есть у царя Kratio (власть) Демократия – власть народа Демократия
Древнегреческая демократия
Демократия в Древней Греции была нестабильной и нередко подвергалась серьезным испытаниям. Богатые и знатные граждане не чувствовали себя защищенными законом. Неустойчивость древнегреческой демократии объяснялась отсутствием системы сдержек и противовесов, защищавших меньшинство от большинства и наоборот. Так, в 411 г. до н.э. в ходе Пелопоннесской войны Афины пережили первый олигархический переворот. Однако флот отказался признать новый режим, и под предводительством Алкивиада в 410 году до н.э. демократия была восстановлена.
Самым крупным и известным греческим полисом являлись Афины. Система власти в Афинах представляла собой сложную структуру. Центральное место в ней отводилось Народному собранию, в работе которого должны были принимать участие все граждане. Собрание избирало нескольких главных должностных лиц, например, военачальников. Но основным способом выбора граждан для исполнения прочих общественных обязанностей был жребий, и все обладавшие избирательными правами граждане имели равные шансы быть избранными на тот или иной пост. По некоторым оценкам, рядовой гражданин, по крайней мере, один раз в жизни имел возможность получить по жребию высшую должность в государстве.
В 404 г. до н.э. происходит второй олигархический переворот. К власти приходят так называемые «тридцать тиранов», наиболее известным из которых был Критий и дядя Платона. Под руководством Крития тираны развязывают политические преследования своих противников, в ходе которых было казнено около полутора тысяч человек, включая даже умеренных олигархов. Суть древнегреческой демократии заключалась в стремлении к общему благу. В идеале все граждане должны знать друг друга, чтобы иметь представление, что нужно каждому, и быть в состоянии понять общие интересы. Т.е. город должен быть небольшим. В Афинах, в которых числилось около 40 тысяч граждан, было проблематичным созвать общее собрание, т.к. многие граждане просто не приходили на его заседания. С точки зрения древних философов многочисленность афинского демоса делала его малопригодным для демократии.
Граждане управляли Афинами при помощи Народного собрания. Сами афиняне называли его экклесией. Граждане принимали участие в административной работе города - в Совете, который готовил повестку дня собрания, в гражданских судах, в различных сборах магистратов. Демократия для древних греков - это не просто способ и процесс принятия решений и законов на собрании, но также отправление различных должностей. Политическое участие гражданина расценивалось как долг, при уклонении от которого он мог быть оштрафован или лишен гражданских прав. Даже при относительно большом афинском демосе каждый гражданин занимал определенный пост в течение года. В Афинах существовало более тысячи должностей, которые заполнялись - иногда посредством выборов, но большинство по жребию, - и почти все должности занимались сроком на один год и только один раз в жизни.
3) Рабы- чужеземцы Свободные люди 1) Граждане (аристократы и демос) 2) Переселенцы Население Аттики в V веке до н.э.
Солон, 594 г. до н.э. Кто и когда заложил основы демократии в Афинах? Какие преобразования осуществил Солон? Отменил долговое рабство, регулярный созыв Народного собрания, в котором могли участвовать все свободные афиняне Система государственного управления в Афинах
На народном собрании присутствовали только граждане
ФУНКЦИИ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ Выбирало стратега Распоряжалось казной Утверждало мирные договоры Объявляло войну Принимало законы
Греческий ученый Аристотель так писал о проверке прав гражданина. Если в отношении какого-либо жителя Афин возникают сомнения, гражданин ли он, то дело передается в суд. Если суд не признает права этого человека, то государство продает его в рабство. Каждый афинянин, избранный на должность по управлению Афинским государством, подвергается проверке в Совете пятисот. Председательствующий задает вопросы: «Кто твой отец? Кто отец отца? Кто твоя мать? Кто отец матери?» Затем спрашивает: «Где находятся могилы твоих предков? Заботишься ли ты о своих родителях?» Выслушав ответы, председательствующий говорит: «Пригласи свидетелей в подтверждение своих слов». После всех выступлений Совет пятисот решает голосованием, можно ли афинянина утвердить в должности.
ИЗ РЕЧИ ПЕРИКЛА Афинами управляет не горсть людей, а большинство народа. Бедность или низкое общественное положение не мешают у нас человеку занять почетную должность, если он способен принести пользу государству. Бедность не для кого не является позором, но позорно если человек сам не стремится избавится от бедности трудом. Мы не питаем неприязни к соседу, не возмущаемся им, если он поступает так, как ему нравится. Мы проявляем терпимость.
РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОВЕДЕННАЯ ПЕРИКЛОМ Выборы. Миниатюра на древнегреческой вазе. В отличие от стратегов претенденты на другие должности выбирались жребием. В начале должности были бесплатными и их занимали только богачи. Перикл, бывший стратегом 15 лет, провел реформу, и теперь за исполнение должности платили жалование.
Аспасия - жена Геродот Сократ Скульптура работы Фидия. Перикл и его окружение
+- Власть народа, равноправие граждан Граждане – меньшинство населения Афин Должности выборные Женщины не участвовали в управлении Афинами Отчетность должностных лиц Законы защищали только граждан, при этом безнаказанно можно было убить раба. Плата за исполнение должностных обязанностей Жребий при голосовании (должность может занять недостойный)
В изложении историка Фукидида сохранилась знаменитая надгробная речь Перикла, прославлявшая павших в войне героев, в которой он описывал преимущества афинской демократии. «Наш строй, - говорил Перикл, - не скопирован с законов соседних государств; мы скорее даем пример для других, чем подражаем кому- либо.
Спасибо за внимание!