Корзина с еловыми шишками
1. Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного чтения. 2. Показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. 1. Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре. 2. Способствовать развитию музыкального и художественного вкуса. 3. Развивать речь учащихся и умение формулировать идею произведения. 4. Способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, изобразительную деятельность; обосновывать свою точку зрения. 5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать. Цели: Задачи:
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного статистика, 31 мая 1892 года. Писатель вспоминал, что отец его был неисправимым мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы. В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке.
Паустовский умер в 1968 году в Москве и согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится могила, - высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, - было выбрано самим писателем. Могила располагается в зеленом квадрате, окруженном дорожками. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись "К.Г. Паустовский", а с другой " ".
Дом Эдварда Грига, в котором он создавал свою прекрасную музыку.
«В Бергене все было по- старому. Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить. Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль.»
- Где встретился Григ с девочкой? Опишите эту местность словами.
Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа? Как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?
Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста. – Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ. – Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка. Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись. – Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. – У меня есть старая мамина кукла, – ответила девочка. – Когда-то она закрывала глаза. Вот так! Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у нее зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва.
– А теперь она спит с открытыми глазами, – печально добавила Дагни. – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит. – Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять. Дагни даже всплеснула руками. – Ой, как долго! – Понимаешь, мне нужно ее еще сделать. – А что это такое? – Узнаешь потом. – Разве за всю свою жизнь, – строго спросила Дагни, – вы можете сделать всего пять или шесть игрушек? Григ смутился. – Да нет, это не так, – неуверенно возразил он. – Я сделаю ее, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых. – Я не разобью, – умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за рукав. – И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с нее пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.
«Она совсем меня запутала, эта Дагни», – подумал с досадой Григ и сказал то, что всегда говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми: – Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чем нибудь другом. Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых. Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал: – Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много денечек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца? – Хагеруп, – ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила: – Разве вы не зайдете к нам? У нас сеть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодха. Дедушка позволит вам взять ее в руки. – Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!
Григ пригладил волосы девочки и пошел в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки. «Я напишу музыку, – решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет.
Что вспоминала Дагни, слушая музыку Грига?
Паустовский называет Грига волшебником потому, что благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа. Когда Дагни услышала мелодию, то она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы. Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире - самый лучший подарок от природы! Почему Паустовский называет Грига волшебником?
Домашнее задание: Подготовьте ответ на вопрос: «Чем должен жить человек?»
К. Г. Паустовский Эдвард Григ
Использованная литература: 1.Кубасова О.В. Учебник «Литературное чтение» 4 класс, часть 2 2.Кубасова О.В. Методические рекомендации «Любимые страницы. 4 класс » 3.Музыкальная энциклопедия. Том 1 4.Чертовских Е.В. «Словарь юного музыканта» 1.Кубасова О.В. Учебник «Литературное чтение» 4 класс, часть 2 2.Кубасова О.В. Методические рекомендации «Любимые страницы. 4 класс » 3.Музыкальная энциклопедия. Том 1 4.Чертовских Е.В. «Словарь юного музыканта»