Методическое объединение воспитателей тема: Расширение психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса повестка: - Современные гуманистические модели педагогической помощи детям с ОВЗ - Индивидуальная беседа как ведущий метод воспитания с отдельным учеником
Не может быть аномальным ребенок – возможно лишь аномальное развитие. В любом случае ребенок остается ребенком. Задача взрослого – создать адекватные условия для развития ребенка с учетом его особенностей.
Чужой бедою жить не все умеют, Голодных сытые не разумеют. Тобою, жизнь, балован я и пытан, И впредь со мною делай что угодно, Корми как хочешь, но не делай сытым, Глухим, не понимающим голодных. (К. Кулиев)
В современных концепциях воспитания, отличающихся гуманистической сущностью, выделяется понятие "педагогическая поддержка". Имея исторические корни, педагогическая поддержка вобрала в себя лучшие традиции и достижения отечественной и зарубежной личностно- ориентированной педагогики. Педагогическая поддержка представляет собой явление, в котором наиболее отчетливо проявляются процессы демократизации и гуманизации образования, социализации и индивидуализации личности.
Педагогическая поддержка – это особая деятельность педагога, осуществляемая в рамках совместных с ребенком действий, направленных на определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении и образе жизни (О. С. Газман).
Педагогическая поддержка – процесс, в ходе которого взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает поверить в себя, поддерживает при неудачах.
Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание,САМОнаблюдение, САМОлюбие,САМОразвитие,САМОкритика, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, и другие. Педагогическая поддержка
предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, публичной проработке, вызов родителей, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения. Педагогическая поддержка
Вся деятельность по оказанию педагогической поддержки строится поэтапно. 1 этап – диагностический 2 этап - реализационный
О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические принципы воспитания как наиболее важные: ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей; самореализация педагога в творческой самореализации ребёнка; всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами; не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка; дети носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание диалог культур; не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий; доверяя не проверяй! признавай право на ошибку и не суди за неё; умей признать свою ошибку; защищая ребёнка, учи его защищаться. Принципы поддержки
-Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным. -Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. -Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. -Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. -Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности. -Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым -Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Условия успешности педагогической поддержки
Вопрос о педагогической поддержке ребенка затрагивает немаловажную проблему – каким должен быть современный педагог, каким образом должна быть построена его деятельность в данной сфере?
Для анализа эталонной модели педагога, работающего в русле оказания педагогической помощи и поддержки существует понятие "гуманистическая позиция педагога"
Признаки гуманистической позиции направленность на ребенка (и других людей), связанную с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности; направленность на себя, связанную с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда; направленность на предметную сторону профессии
Факторы, обуславливающих развитие гуманистической позиции педагога. субъективные ( личностные ) - принятие основных гуманистических ценностей, развитие рефлексивных и проективных способностей, компетентность - потребность в личностном саморазвитии ; принятие себя и ребенка ; позитивное ценностное отношение к себе ; отношение к другому как самоценности ; уверенность в возможностях и способностях каждого ребенка ; - установка на личностное поведение вместо ролевого ; отказ от " долженствования " и соответствия чужим ожиданиям, готовность к открытому общению ; установка на диалог ; способность открыто выражать свои чувства ; эмоциональная самореализация ; способность к взаимодействию ; эмпатийное понимание вместо оценочного ; чувство эмоционального настроя группы и человека ; принятие его ; - осознание ответственности за собственный выбор ; - педагогический такт, деликатность, творчество.
объективные (внешние) - ориентирован на развитие ребенка, создает условия для самоопределения, самореализации ; помогает в личностном развитии ; актуализирует мотивационные ресурсы человека ; - владеет технологией индивидуальной и групповой работы ; активно участвует в групповом взаимодействии ; выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью ; умеет работать в диалогических формах и в ситуации выбора ; - обеспечивает сотрудничество в принятии решения между всеми участниками образовательного процесса ; использует договор как способ взаимодействия с другими людьми ; умеет работать " с целями " ; создает доверительную атмосферу во взаимодействии ; - хорошо знает самого себя, анализирует результаты собственной деятельности ; способен ее перестраивать ; учит учиться, самостоятельно решать свои проблемы ; - способен брать на себя ответственность.
объективно- субъективные связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления образовательной системой. - атмосфера образовательного учреждения, характеризующаяся доверительностью, совместной деятельностью детей и взрослых, совместным творчеством ; организация личного опыта жизни и работы самих взрослых в условиях свободы и ответственности ; - объективизация в педагогическом сообществе личностных ценностей и смыслов ; наличие обратной связи о состоянии, развитии, трудностях и проблемах всех членов образовательного процесса ; психологизация всего образовательного процесса.
Результаты анкетирования 101 балл и выше - выраженная направленность на учебно-дисциплинарную модель педагога с ребенком 91 – 100 балл - умеренная направленность на учебно- дисциплинарную модель 81 – 90 баллов - умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с ребенком 80 баллов и ниже – выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия
Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия с ребенком предполагает, что субъектом деятельности является только педагог, ребенку отводится пассивная роль как объекта воздействия со стороны, педагога, преобладает авторитарный стиль руководства. Личностная модель взаимодействия означает, что педагог признает в качестве субъектов деятельности себя и ребенка, создает условия для саморазвития ; преобладает демократический стиль общения, сотрудничество.
Притча о змее Жила – была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей и змея решила начать жить по – новому, не нанося никому вреда. Но как только люди узнали об этом, они тут же стали таскать её за хвост и бросать в неё камни. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи,сказал: «Я просил чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтоб ты перестала шипеть и отпугивать их!» Мораль: Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ