Сыктывкарский педагогический колледж 1 Изобразительно –шрифтовая композиция Составлено: Студент ХГО пед. колледжа 1 Михайлова Анна Александровна Сыктывкар, 2010
Цель – рассмотреть основные принципы изобразительно- шрифтовых композиций Задачи: Познакомиться с понятием –изобразительно- шрифтовая композиция; Выяснить, что такое единство шрифта и изображения в композиции и в чем оно должно проявляться; Рассмотреть работы художников по данной теме
Изобразительно- шрифтовая композиция- это композиция в которой сочетаются шрифт с изображением или орнаментом Композиция. В. Тоотс
Единство шрифта и изображения проявляется в : единстве стиля и общих признаках; единстве смысловой логики изображения и надписи( шрифт должен соответствовать стилю и смыслу изображения); изображение и шрифт должны обязательно находиться в исторической соподчиненности и соответствовать стилем той или иной эпохе; масштабное единство композиции (что главенствует в композиции - шрифтовые или изобразительные элементы, как они будут соотноситься между собой и что это соотношение эмоционально выразит); умело примененном контрасте, противопоставлении объема и плоскости, статики и динамики и т.п.
Принципы построения изобразительно-шрифтовых композиций Общий ритм, сходную пластика, близкая насыщенность цветом, помогут добиться слияния шрифта с орнаментом в единый образ. Композиция. Ч. Пирс Рисунку и надписи отводятся самостоятельные, четко разделенные части плоскости. Футлр. И. Билибин
Когда объемное фотографическое изображение зрительно связано с плоским шрифтом и подчиняется его плоскости. (этого можно достичь, если перевести фотографию в контрастную черно- белую форму, ) Изображения из наборных, типографских материалов - скобок, знаков, линеек различной толщины и проч. Обложки и плакаты, выполненные в этой своеобразной технике, действительно получались очень цельными. Изображение в них плотно лежит на бумаге, держит плоскость. /ris5-1.gif Композиция художников- конструктивистов в конце 1920-х годов. Плакат. В. Лебедев Плакат
Хорошее единство изобразительно-шрифтовой композиции достигается в тех случаях, когда рисунок подчиняется движению строчек текста, включается в их ритм. Обложка. В. Фаворский Соединение плоского шрифта с объемным или пространственным изображением может быть достигнуто их подчеркнутым контрастом. Обложка
Плоскостной схематизированный рисунок плакатного типа легко увязывается с надписями, трактованными так же плоскостно, с буквами упрощенного рисунка, как бы набитыми по трафарету. Обложка. А. Родченко Один из способов тесного слияния шрифта с изображением, носит название "каллиграмма". Текст ложится в рамки очертания рисунка и своим расположением создает иллюстрацию. Шрифтовая композиция. В. Тоотс
Библиографический список Баранов Ю.А. Технический справочник. – М.: Просвещение, Шорохов Е. В. Основы композиции, М., Черепощенец Б.А. Шрифты. – М.: Просвещение, Николай Дубина aka