Модель «Цветок жизни» ( саморазвитие подростков с девиантным поведением) Заместитель директора по воспитательной работе Болсуновская И.Б. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей 1 имени А.С. Пушкина г. Томска
Модель «Цветок жизни» Модель стимулирования саморазвития подростков с девиантным поведением предполагает поэтапную реализацию совокупности технологических элементов, представляющих единую концепцию введения в профориентационную работу технологий, направленных на развитие личностного и профессионального самоопределения.
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, социальных, а в некоторых случаях и правовых норм.
Формы проявления девиантного поведения подростков Девиантное поведение подростков, отклоняющееся от общественных норм и правил, может проявляться в различных формах: в плохой успеваемости; неуверенности в себе; боязни отвечать, несмотря на то, что знает материал; тревожности; заниженной самооценке; пассивности; пессимизме; разочаровании в школе; пропусках занятий; неорганизованности; замкнутости; неумении дружить со сверстниками; агрессивности; озлобленности; страха; лживости; жестокости и др.
Проблемы формирования девиантной личности, готовой к успешной самореализации в мире труда решается в отечественной педагогической практике средствами профессиональной ориентации. Ведущей целью системы профессиональной ориентации в рамках ОУ является сегодня формирование у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Важной целью педагогической практики на пороге XXI века является помощь личности в правильном построении жизни и реализации личных планов. Педагогическая практика и образование в целом должны представить молодежи необходимые средства для анализа и подготовки собственного будущего.
Разработанная модель частично решает задачу создания эффективных организационных, психологических, педагогических условий для активизации процессов личностного и профессионального самоопределения старшеклассников, развития их творческого потенциала и формирования качеств и навыков конкурентоспособности Модель включает методы самопознания, самоопределения, самоконтроля, самооценки и целенаправленное их использование в соответствии с ценностными ориентирами современной педагогики. Реализация модели стимулирования саморазвития, самоопределения подростков с девиантным поведением в системы профессиональной ориентации возможна при выполнении ряда условий:
Модель «Цветок жизни
Условия реализации модели в создании условий, способствующих формированию профессионально-ориентированной личности; в организации профессионального самоопределения («это определение человеком того, кем он хочет стать, что он хочет, что может, что от него хочет общество») в проектировании жизненных условий, предоставляющих подростку ситуации профессионального выбора и возможности самостоятельного определения; в формировании умений и навыков планирования, организации и контроля собственной деятельности;
Условия реализации модели в раскрытии внутренних ресурсов личности подростка (воли, совести, доброты, уверенности, ответственности); в содействии саморазвития личности, реализации творческого потенциала в социально- ориентированной деятельности, самопознании, самосовершенствовании и самореализации посредством участия в урочной, внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности. формировании профессиональных ориентиров.
Выводы Модель помогает сформировать положительное отношение к самому себе через знакомство с собственными индивидуальными психологическими особенностями, интересами, целями, ценностями и самоопределение в собственной жизни и профессиональной стратегии. Таким образом, происходит внутреннее преображение личности, формирование новой модели поведения, ведущие к личностному и профессиональному самоопределению.