Проблемный вопрос урока: Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро весь ХIХ в. решит его только Александр II ?
1.«Деспот по природе, имевший инстинктивное отвращение от всякого выражения свободы и самостоятельности» 2. Не Богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои, и добрые и злые, Все было ложь в тебе, все призраки пустые … 3.«Рыцарь монархической идеи, пытавшийся удержать Россию на путях ее самобытного развития» 4. Прямодушный, правдивый император Николай I был человеком долга и дисциплины, человеком выдающихся нравственных качеств. Он не смог воплотить свои идеи в жизнь из-за неразвитости общества
ПЛАН УРОКА: Новый император (§19, п.2) Причины отмены крепостного права ((§19, п.3, учить записи в тет.) Александровская «оттепель» ( п.1, 4, учить по печатной основе – зад. 4 и 5)
1. Новый император
«…Да встретит он обильный честью век! Да славного участник славный будет Да на чреде высокой не забудет Святейшего из званий: человек». «…Да встретит он обильный честью век! Да славного участник славный будет Да на чреде высокой не забудет Святейшего из званий: человек». 1. Новый император
Николай I избрал своему наследнику в наставники В.А. Жуковского. Тот составил специальный план обучения на 12 лет. Цель программы – «образование для добродетели». Особое внимание уделялось гуманитарным наукам (особенно истории). 1. Новый император
С 1834 г., по достижении наследником совершеннолетия, Николай I стал приобщать его к государственным делам. Познания по экономике и юриспруденции ему преподавали виднейшие представители своего времени. 1. Новый император
Для полноты кругозора наследник совершил в 1837 г. две поездки – по России и по Западной Европе. Встречался в Сибири с декабристами. 1. Новый император
А. Поражение России в Крымской войне Б. Технико-экономическая отсталость России В. Угроза потерять статус великой державы Г. Крепостное право Д. Отмена крепостного права 2. Причины отмены крепостного права
ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА: Низкая производительность крепостного труда; Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма Крепостное право - угроза общественного спокойствия Возможность потерять статус великой державы Безнравственность крепостного права 2. Причины отмены крепостного права
В чем состояла главная трудность отмены крепостного права? ВСПОМНИТЕ: Какие проекты уже имелись по решению вопроса о крепостном праве? 2. Причины отмены крепостного права
Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» А.С. Пушкин «Деревня» Тургенев «Записки охотника» Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» А.С. Пушкин «Деревня» Тургенев «Записки охотника» Декабристы Западники и славянофилы Кружок А.И.Герцена и Н.П.Огарева Кружок В.Г.Белинского Кружок М.В. Буташевич- Петрашевского Декабристы Западники и славянофилы Кружок А.И.Герцена и Н.П.Огарева Кружок В.Г.Белинского Кружок М.В. Буташевич- Петрашевского 1797 г. – указ о трехдневной барщине 1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах» гг. – реформы Киселева, указ об «обязанных крестьянах» 1797 г. – указ о трехдневной барщине 1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах» гг. – реформы Киселева, указ об «обязанных крестьянах» Обличение ужасов крепостного права в русской литературе: Законы, подтачивавшие основы крепостного права Тайные организации, выступавшие за отмену крепостного права
Амнистия политических заключенных; Приостановка на 3 года рекрутских наборов; Ликвидация военных поселений; Свобода выезда за границу; Ослабление цензуры Амнистия политических заключенных; Приостановка на 3 года рекрутских наборов; Ликвидация военных поселений; Свобода выезда за границу; Ослабление цензуры 3. Александровская «оттепель»
ОТМЕНИТЬ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО! НО КАК ? 3. Александровская «оттепель»
с землей, которой владеют в настоящее время, за выкуп с землей, выкупленной государством возможно только через «народное дело» 3. Александровская «оттепель»
Проблемный вопрос урока: Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро весь ХIХ в. решит его только Александр II ?
УРОК ОКОНЧЕН!
Урок разработан учителем истории и обществознания гимназии 19 г. Саранска Республики Мордовия Шигаевой Светланой Сергеевной Урок разработан учителем истории и обществознания гимназии 19 г. Саранска Республики Мордовия Шигаевой Светланой Сергеевной