ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА МЫШЛЕНИЯ (ВЕДУЩЕГО ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА)
ПРОЦЕДУРА 1.Переплетите пальцы рук в «замок» Большой палец какой руки оказался сверху? 2. Сомкните в колечко большой и указательный пальцы правой (для левшей – левой) руки и посмотрите в этот«прицел» на небольшой неподвижный предмет перед собой. Закройте поочерёдно правый и левый глаз. У какого глаза цель «убегает»? 3. Примите «позу Наполеона». Локоть какой руки оказался сверху? 4. Поаплодируйте. Какая ладонь оказалась сверху? После выполнения каждого задания запишите соответствующую литеру (Л – левая рука / левый глаз или П – правая рука / правый глаз). Получится последовательность из 4х букв
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПППП – «чистый аналитик», «консерватор» ПППЛ – меланхолик с аналитической доминантой ППЛП – сильный, жёсткий аналитик ППЛЛ – сильный, контактный с комбинированным типом мышления ПЛПП – мягкий, управляемый аналитик ПЛПЛ – внушаемый с комбинированным типом мышления ПЛЛП – независимый с комбинированным типом мышления ПЛЛЛ – образник с независимым, «мужским» типом поведения ЛППП – мягкий, внушаемый с аналитическим типом мышления ЛППЛ – мягкий, управляемый с комбинированным типом мышления ЛПЛП – сильный, настойчивый с комбинированным типом мышления ЛПЛЛ – сильный, ненавязчивый с образным типом мышления ЛЛПП – контактный, увлекающийся с комбинированным типом мышления ЛЛПЛ – мягкий, доверчивый с образным типом мышления ЛЛЛП – эмоциональный, решительный с образным типом мышления ЛЛЛЛ – «чистый образник», креативный, эмоциональный, непредсказуемый
ВЕДУЩАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА (РС) Зрительная – ВИЗУАЛЫ Слуховая – АУДИАЛЫ Тактильная - КИНЕСТЕТИКИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РС (процедура) Индивидуальная беседа с ребенком на протяжении 7-10 мин., в ходе которой ребенку задаются вопросы следующего типа: - Вчера (сегодня) мы читали рассказ. (сказку) На кого из героев этого рассказа (сказки) ты больше всего похож? - На какого зверя (какое животное) ты больше всего похож? - На какую птицу ты больше всего похож? - На какое дерево ты больше всего похож? - На какое растение (какой цветок) ты больше всего похож? - На какого мультипликационного персонажа ты больше всего похож? - На какую игрушку ты больше всего похож? -На какой предмет (в этой комнате) ты больше всего похож? Спрашиваем не спеша, просим ребенка хорошо подумать, хвалим за ответы. Одинаковые окончания вопросов «ты больше всего похож» обязательны.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РС (интерпретация) В процессе беседы не столько ориентируемся на содержание ответов ребенка, сколько следим за положением его глаз и головы. Стандартные окончания вопросов заставляют ребенка постоянно возвращаться мыслями к себе, как бы смотреть на себя. При подобных обстоятельствах наблюдаются следующие закономерности: У ВИЗУАЛОВ глаза широко открыты, направление взгляда от «прямо перед собой» (нижний предел) до «вверх», «в потолок», насколько позволяет гибкость шейных позвонков. Голова высоко поднята, может постепенно запрокидываться. У АУДИАЛОВ веки слегка опущены, направление взгляда от «прямо перед собой» (верхний предел) до «слегка вниз». Ребенок производит впечатление сосредоточенно думающего. У КИНЕСТЕТИКОВ взгляд и голова опущены, глаза кажутся почти закрытыми. Ребенок смотрит на свое тело.
ВИЗУАЛЫ: заметьте; посмотрим на это с другой стороны, рассмотрим подробнее, с птичьего полёта, блестяще, мрачно, туманно, ярко и т.п. АУДИАЛЫ: прислушайтесь к моему совету, зазвучало с новой силой, мой внутренний голос подсказывает, мажорно, минорно, поэтично и т.п. КИНЕСТЕТИКИ: холодное отношение, тепло отзываться; скользкая тема; весомые аргументы; легковесные утверждения; сухие факты и т.п. РЕЧЕВЫЕ ПРЕДИКАТЫ, активизирующие внимание обладателей различных ведущих РС
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЕМОСТИ ОБЛАДАТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ И ВЕДУЩИХ РС
Левополушарный визуал Хорошая зрительная память, в т.ч. на схемы, таблицы, графики, формулы, символы, логичен, силён в аргументировании, тщательно подбирает слова. Опора на письменный текст придаёт ему уверенности. Склонен больше доверять книгам, чем конспектам. Если плохо владеет материалом, помощь может оказать подсказка в любой форме, «натолкнуть на мысль». В случае дефицита времени старается рассчитать, распределить его, уделяя больше внимания своим пробелам в знаниях. Часто правильно представляет то, что ожидает от него педагог. Способен «объективно посмотреть на себя со стороны», поэтому относительно реже других типов критикует оценки педагогов.
Правополушарный визуал Стремится опереться на главное, существенное в материале. Часто упускает детали. Умеет мобилизоваться, особенно при высокой мотивации и положительном эмоциональном фоне. В критические моменты обращается к образам, ассоциациям, их комбинированию. При устном ответе может испытывать трудности с формулировкой. Условия дефицита времени, тестовая форма проверки знаний фрустрируют его. Чувствителен к отвлекающим факторам. Если плохо ориентируется в материале, пытается «увидеть, на что это похоже». Больше доверяет своим конспектам, чем учебникам. По мимике учителя может читать подсказки и формировать обратную связь.
Левополушарный аудиал Опирается на слуховую память. Успешно справляется с диктантами и учебными тестами, но испытывает трудности на контрольных с творческими заданиями. Умеет выстроить устный ответ, грамотно использует формулировки, определения. Ориентируется на смыслы, значения, практические задания часто выполняет менее успешно. В критический момент должен максимально хорошо понимать суть того, чего от него ожидает педагог. Склонен задавать уточняющие вопросы «на понимание», «докапываться до сути». Если во время ответа его прервать, с трудом продолжает с того же места, легче начать с начала. Режим дефицита времени переносит сравнительно легко, умеет его рассчитывать и использовать.
Правополушарный аудиал Опирается на слуховую память и интуицию. Для работы с текстовым материалом нужно больше времени, чем представителям предыдущих типов. Письменные задания – его слабое место. В устном ответе, собеседовании ориентируется на вербальные и невербальные реакции педагога. Устные замечания могут негативно повлиять на его эмоциональное состояние, эффективность работы. Часто неустойчивая работоспособность ведёт к непредсказуемости в критической ситуации. Если слабо владеет материалом, компенсирует это собственными представлениями в форме рассуждений и гипотез. На экзамене, контрольной может «запутаться» в информации. При дефиците времени принимает решения, которые громко «звучат в голове».
Левополушарный кинестетик Опирается на механическую память, факты, примеры из жизни, реальные случаи и события, имеющие отношение к теме, а также на здравый смысл и свой жизненный опыт. Темп выполнения учебных заданий самый медленный из всех типов, поэтому при дефиците времени часто не успевает выполнить работу. Глубина усвоения теоретических знаний ограничена. Испытывает трудности из-за недостаточной оригинальности и гибкости мышления. При устном ответе часто воспроизводит объём знаний меньше того, которым реально обладает (излишне лаконичен). Если не владеет учебным материалом, просто замолкает. Более успешен, если в ответе необходимо двигаться от конкретного к абстрактному, а не наоборот.
Правополушарный кинестетик В экстремальной ситуации опирается на личный опыт, упрощённое понимание материала, ассоциации между знаниями и личными впечатлениями. В сравнении с другими типами испытывает наибольшие проблемы в экстремальных учебных ситуациях. Часто испытывает учебные трудности, поэтому такие ситуации для него всегда стрессогенны. Обычно имеет серьёзные проблемы со вниманием, самоконтролем, рефлексией, абстрактным мышлением. Традиционные формы проверки знаний обычно не активизируют его сильный канал – кинестетический. Если не владеет учебным материалом – эмоционально неуравновешен, диффузно активен в движениях, ищет помощи у одноклассников и педагога, использует шпаргалки. Дефицит времени серьёзно ухудшает качество его работы.
РАБОТА С ДОМИНИРУЮЩИМИ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ НА УРОКЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С КЛАССОМ
С КЛАССОМ, ГДЕ МНОГО ЛЕВОВИЗУАЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ * поддерживать быстрый темп в работе, особенно с учебными текстами; * использовать схемы, блок-схемы, таблицы, алгоритмы, конструкты и т.п.; * давать больше самостоятельных заданий, особенно письменных; * учить не столько запоминать, сколько ориентироваться в информации; * аргументировать свои утверждения; * давать ученикам возможность самим проверить и оценить свою успешность; * иногда поручать таким ученикам подготовить и изложить за учителя часть учебного материала.
С КЛАССОМ, ГДЕ МНОГО ПРАВОВИЗУАЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ * начинать изложение с главного, общего; * применять проблемное изложение, исследовательский метод; * в начале изложения знакомить с планом-схемой всего курса; * изучать большие фрагменты курса обзорно, затем конкретизировать; * давать самостоятельные задания по учебнику (на выбор); * в изложении нового материала находить сходства, аналогии с уже известным; * использовать карточки с индивидуальными заданиями разной сложности; * практиковать заучивание больших кусков материала.
С КЛАССОМ, ГДЕ МНОГО ЛЕВОАУДИАЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ * самое главное и сложное объяснять устно, и обязательно по порядку; * использовать аргументы, доказательства, умозаключения; * найти оптимальный темп и ритм изложения и не менять его; * для контроля использовать учебные тесты с последующим разбором ошибок; * отрабатывать умения выступать, вести беседу, диспут, убеждать (риторика, софистика); * возможно использование во время занятий слабого звукового фона (музыка).
С КЛАССОМ, ГДЕ МНОГО ПРАВОАУДИАЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ * главный, сложный материал объяснять устно, но использовать каждый раз разные приёмы; * излагая новый материал, использовать старый, известный, чтобы ученики сами находили аналогии; * давать исследовательские задания, чтобы ученики сами двигались от неизвестного к известному; * излагать информацию эмоционально, выразительно; * стимулировать творчество, поиск собственных вариантов решений, использовать диспуты и дискуссии; * в обучении языкам устные ошибки не исправлять (пусть ученики начнут делать это сами); * при отвлечении учеников давать время на концентрацию внимания, использовать эмоциональную разрядку; * периодически повторять наиболее важный материал.
С КЛАССОМ, ГДЕ МНОГО ЛЕВОКИНЕСТЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИКОВ * начинать с практики, задач, упражнений, теорию давать после «прикладной» работы; * представлять связи и логику материала по принципу сборки целого из частей; * давать задания на классификацию, распределение, сортировку, отсеивание информации; * делать акценты на принципиальные, узловые моменты – «места крепления» материала; * излагать чётко, лаконично, без излишеств; * по ходу изложения стараться активно двигаться и использовать активные слова; * давать время на полный ответ, объяснение, аргументацию; * использовать наводящие вопросы, терпеливо ожидать ответы.
С КЛАССОМ, ГДЕ МНОГО ПРАВОКИНЕСТЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИКОВ * начинать с практики, задач, упражнений, теорию давать после «прикладной» работы; * более тщательно отрабатывать абстрактные понятия; * в целом вести обучение как с более младшими учениками; * специально обращать внимание на мелкие детали, подробности; * чаще делать переключения, отвлечения, короткий отдых, физкультпаузы; * использовать цветовое выделение информации; * поддерживать положительный эмоциональный фон в классе.