МАДОУ 25 д.Трубичино Зайцева М.А.
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
В связи с выходом в свет ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно-развивающей среды, в настоящее время возникает необходимость инновационного подхода к организации среды развития ребенка, который определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГТ строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ.
В связи с новыми требованиями построения ПРС возникла необходимость проанализировать состояние развивающей среды нашего ДОУ в соответствии с новыми требованиями. Для этого я использовала оценочный лист состояния предметно-развивающей среды и метод наблюдения. Наблюдения за работой воспитателей показали, что педагоги испытывают трудности в построении предметно-развивающей среды в соответствии с новыми требованиями. Посредством проведённого анализа существующих условий в учреждении была выявлена проблема: созданная много лет назад развивающая среда в ДОУ отвечает некоторым Федеральным государственным требованиям, но не всегда учитываются психолого-педагогические принципы её построения, страдает качественный и количественный состав предметной и игровой среды, наблюдается жесткая функциональная закреплённость уголков и зон внутри помещений и участков.
Также выявлена проблема неэффективности существующей среды в группах детского сада: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми. Таким образом, возникает противоречие: в детском саду создана предметно- развивающая среда, но она не отвечает в полной мере ФГТ и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это должно подтолкнуть педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно- развивающей среды.
Анализ выявленных проблем у педагогов при построении предметно-развивающей среды определил выбор темы проекта: «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в создании предметно-развивающей среды в группах с учётом индивидуализации ООП ДО способствующей развитию дошкольников.
В соответствии с целью были определены задачи: 1. Изучить состояние проблемы построения предметно-развивающей среды в психолого-педагогической литературе. 2. Познакомиться с требованиями к предметно-развивающей среде изложенными в ФГТ к условиям реализации ООП ДО. 3. Разработать критерии и показатели уровней построения предметно- развивающей среды в ДОУ. 4. Проанализировать условия предметно-развивающей среды в ДОУ. 5. Обновить ПРС в группах в соответствии с требованиями ООП ДО. 6. Разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей; Для решения поставленных задач был использован комплекс методов психолого- педагогического исследования: теоретических (изучение и анализ психолого- педагогической литературы), диагностических (наблюдение, беседы с воспитателями, анализ педагогической документации, анкетирование педагогов).
Повышение профессионального мастерства педагогов. Разработка и подбор критериев оценки уровней построения предметно- развивающей среды в ДОУ. Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей. Обновленная ПРС в группах в соответствии с примерными темами и требованиями ООП ДО. Дети и родители станут активными участниками проектирования предметно-развивающей группы. Эстетично оформленная ПРС, направленная на развитие воспитанников ДОУ. Педагоги будут гибко и вариативно использовать пространство группового помещения.
Знакомство с нормативными документами, регламентирующими выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, требований ФГТ к среде ДОУ. «Педагогическая гостиная» : Презентация методической литературы Составление плана деятельности рабочей группы по реализации проекта по созданию предметно-развиващей среды. Семинар: «Требования к созданию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ». Круглый стол: «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ». Семинар: «Интегративный подход к организации предметно-развивающей среды ДОУ». Семинар - практикум « Выделение центров активности в предметно-развивающей среде»
Практикум: «Содержание центров активности». Выходы в группы Организация развивающей инновационной среды в группах детского сада. Знакомство воспитателей с опытом работы педагогов других детских садов по созданию предметно-развивающей среды Экскурс по группам «Создание социосреды в соответствии с ФГТ» Помощь в подборе материала по темам проектов с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей. Круглый стол «Привлечение родителей к созданию развивающей среды в рамках реализации темы» В ходе круглого стола педагоги обмениваются мнениями, знакомят своих коллег с методами и приёмами используемыми в работе с родителями в рамках реализации темы.
Смотры-конкурсы Консультация: планирование ПРС по экологическому развитию, обучению и воспитанию детей, развитие познавательных способностей Свою работу с педагогами я строю дифференцированно, в зависимости от уровня профессионализма, интересов и запросов педагогов. I. Фронтально II. Небольшими группами III. Индивидуально
Среда групповых помещений и холлов ДОУ стала полифункциональной
Таким образом, можно сделать вывод что целенаправленная, планомерная, методическая работа с воспитателями повысила уровень профессионального мастерства, что проявилось в преобразовании ПРС с использованием новых подходов и инновационных введений в организацию среды, способствующей развитию интересов и потребностей воспитанников с учетом зон ближайшего и актуального развития.