МДОУ «Детский сад «Оленёнок» с. Казым Проект «Путешествие маленькой бусинки» 2013г. Воспитатель: Пупкевич В.А.
Актуальность. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В системе известного итальянского педагога Марии Монтессори особое место отводится играм с бисером. Такие игры достаточно хорошо развивают мелкую моторику, ведь даже для того, чтобы переложить бусинку с места на место, необходимо иметь ловкие пальчики. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Занятия бисером и бисероплетением привлекательно для детей. Они с удовольствием создают яркие, красивые и необычные вещи, которые могут стать как игрушками или украшениями, так и подарками для взрослых и сверстников. Руководитель проекта: Пупкевич В.А. Место проведения: МДОУ детский сад "Оленёнок". Сроки проведения: февраль – март 2013г. Вид, тип проекта: групповой, социальный.
По доминирующему методу: творческий. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы в контакте с семьёй. По количеству участников: фронтальный. По продолжительности: краткосрочный. Цель проекта: Развитие мелкой ручной моторики рук и творческих способностей через занятия с бисером. Приобщение детей к основам рукоделия. Задачи: 1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями. 2. Формировать умение работать со схемой, предложенной воспитателем, дополнять или изменять её, составлять свою. 3. Приобщить детей к прошлому и настоящему своей культуры
Планируемый результат со стороны детей. Работа с бисером важна тем, что у ребенка развивается мелкая моторика, что делает пальчики более гибкими, подвижными, а значит, развивается и речь. У непоседливых детей вырабатывается усидчивость, проявляется терпение и трудолюбие. Развивается логическое мышление и память. А сколько радости приносит вещица, не купленная в магазине, а сделанная собственными руками, единственная и неповторимая!!! Планируемый результат со стороны педагога: Устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками. Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений. Планируемый результат со стороны родителей: Позволяют улучшить качество общения с родителями. Это происходит в совместных занятиях, в сотворчестве.
Продукты проекта: Изготовление фотоальбома, отражающего все этапы реализации проекта. Оформление выставки продуктов проекта. План реализации проекта: Проект реализовался в три этапа: 1 этап – подготовительный, для реализации данного этапа поставила перед собой следующие задачи: привлечь внимание детей к изделиям из бисера. воспитывать эстетические чувства – через умение видеть красоту форм, пропорций, цвета, цветосочетаний; Для вовлечения детей в работу с бисером, принесла из дома свои изделия, сплетенные из бисера и выставила, чтобы дети могли рассмотреть изделия. Сначала рассматривали изделия индивидуально, затем маленькими группами, беседуя между собой, потом стали задавать мне вопросы: «Из чего это сделано?», «Откуда это у нас», «Как это делается»?
2 этап - работа по оснащению предметно-развивающей среды. Задачи: создать максимально благоприятные воспитательно-образовательные условия для жизни детей и развития в них творческой личности; разработать дидактический материал (игры, пособия, атрибуты) для развития мелкой моторики рук и творческих способностей через «волшебные шарики»; познакомить родителей с проектом; приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры; На втором этапе совместно с детьми в группе выделили и оформили уголок «Мастерилка», где расположился весь необходимый материал и инструменты. Показала детям презентацию на тему: «История возникновения стеклянных бусин», цель которых: отследить всю историю стеклянных бусинок, познакомить детей с их видами, включив в этот этап чтение сказок: «История маленькой бусинки», «Жила-была розовая бусинка». Уделила внимание просвещению родителей, целью которого является создание благоприятных условий дома для использования ребенком полученных знаний.
3 этап – практическое овладение навыками бисероплетения. а) Простое низание бисера на одну нить. Задачи: познакомить детей с техникой безопасности в работе с бисером и бусинами, начиная с приема простого низания бисера на одну нить; учить детей работать с элементарными схемами; На этом этапе плели бусы, браслеты для кукол, используя одинаковые или отличающиеся по цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. Проделанная работа на данном этапе позволила достичь результатов: б) Петельное плетение. Задачи: освоение техники петельного плетения; формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым, дополнять или изменять ее, составлять свою; способствовать развитию зрительного внимания, творческого мышления. Продолжила свою работу обучением техники плетения, которая послужила основой для выполнения игрушек, украшений. Дети с большим интересом включались в работу. У ребят появился устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками. Не только девочки, но и мальчики плели различные браслеты, «фенечки». Они изменяли, дополняли готовые схемы и придумывали свои варианты.
Моя дальнейшая работа с детьми заключалась в следующем: в) Освоение техники «параллельного плетения». Задачи: познакомить детей с техникой параллельного плетения, учить сочетать знакомые техники; продолжать учить работать со схемой; развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движения рук, ловкость. Вовлекла родителей на совместное с ребёнком творчество. Познакомив родителей с тем, как влияет развитие мелкой моторики на развитие речи, какую пользу детям дают занятия с бисером, как заинтересовались дети данным видом рукоделия, получила полную поддержку с их стороны в оснащении необходимыми материалами. Родители приняли участие в выставке продуктов проекта.
Результатом своей работы могу считать: заинтересованность детей и родителей, активная работа и помощь, улучшение уровня развития детей по развитию мелкой ручной моторики.
Проект был презентован для детей подготовительной группы и родителей.