Художественные изделия из бересты Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний России. Уже в XVIII в. прорезную бересту стали использовать для украшения.
Матрешка Игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Изобретение русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин
Хохломская роспись Название «золотая хохлома» очень точно определяет один из видов расписной деревянной посуды, изготовляемой в г. Семенове и деревнях Коверинского района Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен технологией росписи, которая родилась в Нижегородском крае в конце XVII. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом.
Богородская игрушка Богородская игрушка русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). пос. Богородское Московской области с XVIXVIII веков.
Городецкая роспись Городецкая роспись по дереву – традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в Нижегородской области. Изготавливали деревянную посуду миски, ложки. Посуду вытачивали на токарных станках, делали игрушки, мебель. В росписи преобладали простые яркие цвета: красный, синий, белый, реже черный или зеленый. Мастера писали и бытовые сценки из городской жизни, так называемые "барыньки" и "столования".
Дымковская игрушка Дымковская игрушка. Высота игрушки см.. Традиционными дымковскими игрушками считаются петухи, барыни, няньки.
Филимоновская игрушка Филимоновская игрушка русский художественный промысел, сформировавшийся в Тульской области. Основную массу изделий мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи.
Гжель Недалеко от Москвы находится Гжель – известный центр народной Керамики. Гжельские гончары изготовляли преимущественно посуду: всевозможные кувшины, тарелки, цветные горшочки. Палитра гжельской керамики очень своеобразна. Она строится на сочетании акварельных, нежных оттенков синего, зеленого, желтого, фиолетового цветов, которые наносятся на белый фон.
Тобольская резьба по кости Народный художественный промысел, сформировавшийся и практикуемый в сёлах Холмогорского района Архангельской области. Первые известные изделий, относятся к XVII веку.
Жостовские подносы Уральские расписные подносы
Жостовские подносы Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.
Упальские расписные подносы Уральские расписные подносы стали изготовлять в 18в., в период развития металлургического производства, связанного также с выпуском листового железа. Яркая многокрасочная роспись надолго закрепилась в Нижнем Тагиле. Здесь выковывали различных форм подносы: с просечным высоким бортом, с фигурными ручками.
Вологодское кружево Кировское кружево
Вологодское кружево История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу. Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву.
Кировское кружево Считается, что вятские кружева появились в начале XVIII в. Во второй половине XIX в. промыслом занималось многочисленное крестьянское население. Он был развит не только в районе Кукарки, но и в районе Белой Холуницы, где существовала кружевная школа, и заказы поступали из Петербурга. В начале 1890-х гг. была открыта кукарекая земская школа кружевниц, она способствовала расширению промысла. Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок, простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы. Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. Наряду с геометрическими мастерицы выполняют цветочные орнаменты, построенные часто на контрастных сочетаниях редкой решетки с плотными насновками и полотнянкой.
Разработала: Инструктор по труду БУ «Реабилитационный центр «Дельфин» Добрина Елена Альбертовна