Об опыте работы и проблемах подготовки специалистов по профессиональной ориентации молодежи Ф.З.Мустафина, канд.пед.наук, ректор ФГБОУ ВПО «НИСПТР» 1
Профессиональное самоопределение в современных условиях Раньше:Сейчас: Одобряемый (желаемый) подход к выбору профессии Выбор профессии один раз и на всю жизнь Готовность быстро реагировать на требования рынка труда Требование к образованию Фундаментальное профессиональное образование на всю жизнь Обучение на протяжении всей жизни Идеология профессиональной ориентации Подбор кадров под рабочее местоПодбор профессии для человека Цель профессионального самоопределения: Узнать, под какую работу человек больше всего подходит Научить человека сознательно выбирать профессию и развивать у себя необходимые компетенции Отношение к высшему образованию Способ получения профессии и способ построения карьеры Повышение качества человеческого ресурса 2
Модели профессионального самоопределения самоопределение в условиях жесткого ограничения альтернатив (сельские районы) самоопределение в условиях неограниченного выбора альтернатив (крупные города, столицы) Наша задача: задать равные условия для успешного самоопределения молодежи 3
Недостатки современной ситуации в области профориентации Государство недостаточно координирует деятельность различных субъектов, участвующих в осуществлении молодежью профессионального выбора Социальные институты (школы; учреждения профессиональной подготовки; промышленные предприятия, городские службы) действуют разобщено Семья не всегда может оказать помощь в выборе: их представления о мире профессий устарели и мифологизированы 4
Недостатки системы образования в области профориентации Профориентационная работа реализуется в основном в школах, в 7 – 10 классах, т.е занимает всего года Используются зачастую устаревшие технологии профориентационной работы Помощь в выборе профессии осуществляется через диагностику способностей 5
Требуемые направления изменений в системе образования Выстроить преемственную систему работы, начиная с дошкольного образования Сменить цели профориентационной работы: - ориентировать детей на высокие образцы профессиональной деятельности; - содействие становлению субъекта профессионального самоопределения Начать рассматривать профессиональное самоопределение в контексте личностного Разрабатывать и внедрять в практику современные профориентационные технологии 6
«Точки роста» системы образования ФГОС ОО ориентирован на реализацию деятельностного подхода и достижение метапредметных и личностных результатов Институтом разработаны интересные образцы организации профориентационной работы на разных ступенях образования На базе ряда школ реализуются инновационные технологии, по профессиональному самоопределению школьников; преподаватели и студенты включены в процесс передачи и освоения инновационного опыта. Разработаны программы повышения квалификации педагогов "Современные подходы к организации профессионального самоопределения школьников» Изменены рабочие программы по обучению студентов современным подходам к профориентации 7
Современные программы профориентационной работы могут осуществляться в рамках внеурочной деятельности, однако для этого необходимы подготовленные кадры, готовые осуществлять работу на новых идеологических, теоретических, методических основаниях. 8