Консультация по проведению артикуляционной гимнастики. Консультация по проведению артикуляционной гимнастики. ( для родителей ) Учитель-логопед: Калинина Т.В.
Уважаемыеродители! Уважаемые родители! Артикуляционная гимнастика – первый и очень важный этап в постановке звука. Выполняйте её несколько раз в день. Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой удаче. Успеха и терпения вам!
Правила проведения артикуляционной гимнастики. Каждое движение выполняйте перед зеркалом. Каждое движение выполняйте перед зеркалом. Движения проводите неторопливо, ритмично, четко. Движения проводите неторопливо, ритмично, четко. Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действия ребенка). Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действия ребенка). Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал. Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.
Упражнение 1. Отгадай загадку: Я землю копала, Ничуть не устала. А кто со мной копал, Тот и устал. (лопата)
Цель упражнения: выработать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким. Улыбнись. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Подержи его в таком положении, считая про себя до пяти.
Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счет его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
Упражнение 2. Доскажи словечко: Платье Машеньке из шелка Сшили нитка и … (иголка)
Цель упражнения: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы. Открой рот. Язык высунь далеко вперед. Напрягай мышцы языка и делай его узким. Удержи иголочку, считая от одного до пяти.
Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, до пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать.
Упражнение 3. Доскажи словечко: Лицо – циферблат, а стрелки – усы, Голос – звоночек, все вместе - … (часы)
Цель упражнения: выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку правой, левой сторон. Покажи левую руку. Покажи правую руку. Открой рот. Высунь узкий язык. Тяни его попеременно то вправо, то влево
Тик- так, тик – тук, Влево-враво, влево-вправо, Мой язык скользит лукаво, Словно маятник часов, Покачаться он готов.
Упражнение 4. Доскажи словечко: К облакам мы полетели, Вместо крыльев нам … (качели)
Цель упражнения: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа. Улыбнись. Открой рот, как при звуке а. Опусти широкий кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержи под счет «раз». Подними широкий язык за верхние зубы и подержи под счет «два». Повтори еще раз. Следи, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Примечание: первоначально взрослый как бы дирижирует кистью руки, делая поясняющие движения вверх - вниз с постепенным ускорением.
На качелях я качаюсь: Вверх – вниз, вверх – вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
Упражнение 5. Доскажи словечко: Разгрызешь стальные трубы, Если часто чистишь … (зубы)
Цель упражнения: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами. Улыбнись. Приоткрой рот. Почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Почисти еще раз старательно нижние зубы с внутренней стороны. Если получится, почисти верхние зубы.
Чищу зубы, Чищу зубы И снаружи… И внутри… Не болели, Не темнели, Не желтели чтоб они.
Упражнение 6. Доскажи словечко: Мы добились одобренья Банку вскрыть тотчас … (варенья)
Цель упражнения: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки – пиалы. Слегка приоткрой рот. Представь, что ты ешь очень вкусное варенье. Широким кончиком языка «слижи варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.
Очень вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок я подниму и остатки оближу.
Упражнение 7. Доскажи словечко: Трусит съехать вниз Егорка – Высока из снега … (горка)
Цель упражнения: выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая при этом его кончик в нижние передние резцы. Открой широко рот. Широкий язык опусти за нижние зубы, упрись в них языком. Плотно прижми боковые края к верхним коренным зубам.
Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху устремляются.
Упражнение 8. Доскажи словечко: Красками пахнет наш юбиляр: Тысячный дом покрасил … (маляр)
Цель упражнения: отработать подъём языка вверх и его подвижность. Улыбнись. Открой рот. Подними язык к бугорочкам. Води, поглаживая кончиком языка как кисточкой, по нёбу вперед – назад. Следи, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.
Красить потолок пора, пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, язык к небу поднимаем, поведем вперед – назад – наш маляр работе рад!
Упражнение 9. Отгадай загадку: Под сосною у дорожки кто стоит среди травы? ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть, нет головы. (гриб)
Цель упражнения: вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную уздечку. Улыбнись. Приоткрой рот. Медленно пощелкай языком. Щелкни языком и присоси (приклей) его к нёбу; из языка получилась шляпка грибка. Открывай рот пошире, удерживая «приклеенный» язык (шляпку гриба); получилась ножка гриба из подъязычной уздечки.
На лесной опушке, Где жила кукушка. Вырос гриб волнушка – Шляпка на макушке, Звукознайкин в лес пошел, И большой грибок нашел. Вот и нет волнушки На лесной опушке.
Упражнение 10. Отгадай загадку: На скаку играя гривой Скачет быстро он, красиво Не догонишь никого Ишь как скачет: И-го-го! (конь)
Цель упражнения: отрабатывать подъем языка, укреплять мышцы языка, Улыбнись. Приоткрой рот. Пощелкай кончиком языка. Следи, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок-цок. Я копытцем постучу, Цок-цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок-цок!
Упражнение «Ступеньки» Цель упражнения: выработать подъем языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений. Приоткрой рот. Широким кончиком языка обними верхнюю губу – это первая ступенька. Широким кончиком языка обними верхние зубы – это вторая ступенька. Широкий кончик языка прижми к верхним бугоркам – это третья ступенька.
Язычок пошел гулять по ступенечкам шагать: Раз – широким языком обними верхнюю губу. Два – широким языком обними верхние зубы. Три – язычок прыгнул за зубы к бугорочкам и весело попрыгал по ним четыре раза: д-д-д-д.