Проекты в ДОУ
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду: 1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. 2. Проект – это игра «всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых. 3. Обязательное составляющее проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Младший дошкольный возраст Задачи обученияСовершенствование психических процессов Формирование проектно- исследовательских умений и навыков 1. Пробуждать интерес к предлагаемой деятель-ности 2. Приобщать детей к процессу познания. 3. Формировать различ-ные представления 4. Привлекать детей к воспроизведению обра-зов, используя различные варианты. 5. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспери- ментированию. 1. Формирование эмоциональной заинтересованности. 2. Знакомство с предметами и действиями с ними. 3. Развитие мышления и воображения. 4. Речевое развитие. 1. Осознание поставленной цели. 2. Овладение различными способами решения поставленных задач. 3. Способность предвосхитить результат, основываясь на своем прошлом опыте. 4. Поиск различных средств достижения цели.
Старший дошкольный возраст Задачи обученияФормирование предпосылок учебной деятельности Формирование проектно- исследовательских умений и навыков 1. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. 2. Развивать специальные способы организации: экспериментирование и моделирование. 3. Формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной деятельности. 4. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений 1. Развивать произвольность в поведении и продуктивной деятельности. 2. Развивать потребность в создании собственной картины мира. 3. Развивать навыки коммуникативного общения. 1. Формировать умение выявить проблему. 2. Развивать умение самостоятельно искать нужное решение. 3. Учить выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать. 4. Учить самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности в проектной деятельности Линии развитияМладший дошкольник Физическое развитие-Стимулирование естественные процессы развития двигательных способностей и качеств; - Формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своем здоровье Социальное развитие - Формирование способов общения со сверстниками и взрослыми Познавательное развитие-Обогащать представления об окружающем мире; -Расширять и качественно изменять способы ориентировки в окружающем мире; - Сознательно применять сенсорные ощущения в решении практических задач Эстетическое развитие-Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам; - Овладение художественной деятельностью
Линии развития личности ребенка в процессе проектной деятельности Линии развитияСтарший дошкольник Физическое развитие-Развитие осознанного отношения к своему здоровью; -Формирование потребности в здоровом образе жизни; - Совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств. Социальное развитие-Развитие самопознания и положительной самооценки; -Овладение способами внеситуативно-личностного общения; -Формирование высокого уровня коммуникативной компетентности; - Осознание функций речи Познавательное развитие-Систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей; - Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям Эстетическое развитие-Углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов; -Овладение различными видами художественной деятельности; - Развитие способности к эстетической оценке
ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Исследовательская Творческая Нормативная
Общие особенности видов проектной деятельности Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы ( нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование Проектная деятельность имеет адресный характер.
Исследовательская проектная деятельность Исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев, сестер) в сферу его интересов.
Творческая проектная деятельность В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт, как правило, осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Одним из существенных отличий творческого проекта от проекта исследовательского является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор идеи занимает 2-3 недели Кроме того, замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект, поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого).
Значимость творческой проектной деятельности. Получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других. Повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Стимулируется его познавательная активность. Отражает интересы ребенка. Поддерживает уникальное видение мира, свойственное данному ребенку.
Нормативная проектная деятельность. Развивают позитивную социализацию детей. Всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.
Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка: Запрещающие Позитивно нормирующие Поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы - нормотворческие.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов: 1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. 2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему). 3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) 4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д. 5.Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.) Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами
В работе с дошкольниками выделяют следующие этапы проекта: Название этапаСодержание 1. ЦелеполаганиеПедагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени 2. Разработка проектаСоставление плана деятельности по достижению цели: (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели) 3. Выполнение проектаПрактическая часть 4. Подведение итоговОпределение задач для новых проектов 5. Презентация проектаДемонстрация достижений, продуктов детской деятельности.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта 1.На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. 2.Разработка плана движения к цели (обсуждение плана с родителями). 3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4.Составление плана-схемы проекта. 5.Сбор, накопление материала. 6.Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. 7.Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. 8.Презентация проекта, открытое занятие.
Советы воспитателю при организации проектной деятельности - Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду. - Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. - Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. - Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. - При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. - Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. - Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. - В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. - Развивать творческое воображение и фантазию детей. - Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. - Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. - Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Использованная литература: 1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, с. 2. Материалы журнала «Дошкольное воспитание»: г., г. 3. Материалы журнала «Дошкольное педагогика»: 2; 5 – 2010 г. 4. Материалы журнала «Управление ДОУ»: 2 – 2006 г., 4 – 2007 г.