1 1 Социальная и демографическая статистика – некоторые вопросы Ян Бифуглиен, Бюро статистики Норвегии 9.1
2 Вступление Основные сложности в сфере социальной статистики, в том числе и для внешних оценок/ проверок, возникают в связи со следующим: –Международные рекомендации не всегда полные и точные –Некоторые национальные традиции и специфика усложняют гармонизацию Важное значение имеют глубокие знания международных рекомендаций и положений и честная самооценка Основным результатом может стать документация по текущей практике как основа для рекомендаций по усовершенствованию работы
3 Источник законодательства ЕС по статистике:
4 Источник методологической информации:
5 Демографическая статистика Значение и использование: –Статистика населения высокого качества имеет большое значение для администрирования и планирования. По политическим причинам также особо важное значение имеет мониторинг миграции Источники данных: –Административные источники, переписи, выборочные обследования или их комбинация Вопросы для решения: –Сотрудничество с другими партнерами – полнота, согласованность –Внедрение международных определений: де юре/ де факто, определения, связанные с рождаемостью, причинами смерти, международной миграцией Однако не смешивать реестр населения как административный реестр для административных целей и статистический реестр
6 Демография и перепись населения : международные рекомендации и требования Совместные «Рекомендации касательно переписей населения и жилья 2010 г.» ЕЭК ООН/ Евростата (на веб-странице ЕЭК ООН) Соглашение между Советом Европы, Стат.управлением ООН и Евростатом: четыре демографических сборника Евростата в год: «Срочные», «Совместные», «Прогнозные» и «Региональные». Также охватывает некоторые страны СНГ. Принципы и рекомендации для систем статистики жизни. ООН, 2001 г. Справочник по обучению гражданской регистрации и системам статистики жизни. ООН, 2002 г.
7 Статистика миграции и беженства Рекомендации ООН по статистике международной миграции Постановление ЕС No 862/2007 «По статистике миграции и международной защиты Европейского Сообщества» Соглашения на уровне ЕС: –«Eurasil – сеть по вопросам беженства» –Соглашение CIREFI по вопросам, связанным с нелегальной иммиграцией
8 Некоторые важные определения (постановления ЕС) «Место обычного проживания» –Означает место, в котором лицо обычно ежедневно проводит время отдыха, не включая случаев временного отсутствия по причине отдыха, проведения праздников, посещения друзей и родственников, деловой поездки, медицинского лечения или религиозного паломничества или, по умолчанию, место юридического проживания или место регистрации; «Иммиграция» –Означает действие, которым особа устанавливает свое местопребывание на территории страны-члена ЕС на период минимум 12 месяцев, а до этого будучи обычным резидентом другой страны-члена ЕС или третьей страны; «Эмиграция» –означает действие, которым особа, будучи до этого резидентом страны-члена ЕС, прекращает обычное проживание на территории этой страны-члена ЕС на период минимум 12 месяцев;
9 Причины несоответствия международным стандартам по вопросам населения и миграции Практика регистрации лиц с разным юридическим статусом, например: –Позволяющая считать лиц резидентами страны даже в случае, если они проживают за границей более 12 месяцев Различная продолжительность времени, используемая при определении места проживания, например: –Регистрация лиц в качестве резидентов, даже если они приехали ненадолго
10 Различные определения населения* Постоянно проживающее население Имеющееся население Легально проживающее население Приезжие Нелегальные иммигранты Долгосрочные эмигранты? Краткосрочные иммигранты? * Совершенствование статистики международной миграции: некоторые приоритеты. ЕЭК/CES/2008/42
11 Преимущества национальной системы регистрации населения Национальная система регистрации населения может служить для выполнения ряда административных задач и задач планирования, а также совершенствования регулярной демографической статистики В сочетании с разработкой административных реестров в других социальных сферах может улучшать общую систему социальной статистики и заменять перепись Для этого требуется: –Надлежащее законодательство –и не только в сфере статистики –Новый орган, ответственный за административные реестры? –Система индивидуальной идентификации лиц –Хорошее сотрудничество между национальными органами статистики и административными органами
12 Пример Норвегии: три базовых реестра с общим идентификатором: адрес люди предприятия Собственность: адреса зданий Общий идентификатор: адрес
13 Взаимосвязь между административными и статистическими реестрами: Широко используются для административных целей – но не через Статбюро! Бюро статистики Норвегии имеет полный доступ к микроданным из этих реестров Бюро статистики Норвегии использует эти реестры для определения, идентификации и обновления базовых статистических единиц и соответствующих переменных Три базовых реестра в информационном обществе Норвегии Аналоги в Бюро статистики Норвегии Центральный реестр населения (ЦРН)Статистический реестр населения Центральный координационный реестр юридических лиц (ЦКРЮЛ) Центральный реестр организаций и предприятий Базовый реестр участков земли, адресов и зданий (БРЗ) Реестр базовых участков земли, адресов и помещений (БРЗ-Статбюро)
14 ЦРН БРЗ Образование Социал. защита Доход Рынок труда Перепись жилья традиционная Лица Семьи пары Домохо- зяйства Помещения Преимущества переписи, основанной на реестре Лица: реестры Жилье: Формы переписи Семьи и домохозяйства: Реестры и формы Комбинированный метод в 2001 г.: Только реестры для 2011 г.: (оценка)
15 Социальные обследования Обследования, описывающие, например: –Бюджеты домохозяйств –Распределение дохода и условия жизни –Ситуацию на рынке труда Источник данных: часто выборочные обследования Использование: высокий уровень использования и интереса в обществе и в политической сфере Таким образом, существуют некоторые риски: –Недоверие к качеству, неправильное распространение и представление
16 Международные рекомендации Обследования бюджетов домохозяйств: –Методологические рекомендации ЕС Доход и условия жизни: –Справочник ООН по статистике бедности: концепции, методы и использование для формулирования и реализации политики (предварительная версия) –Постановление ЕС по доходам и условиям жизни (EU-SILC) Статистика рынка труда –Условные обозначения, рекомендации, постановления и указания МОП –Постановление ЕС по организации выборочных обследований рабочей силы
17 Фокус проверки: качества сбора и распространения данных Насколько обновлена структура выборки? Реестр населения? Репрезентативность и охват выборки? Профессионализм при формулировании вопросов анкет; предварительная апробация форм Качество организации интервью; надлежащее обучение и мониторинг? Соответствие международным стандартам? Независимость при разработке обследования и распространении результатов?
18 Другие сферы социальной статистики Образование, здравоохранение, культура, преступность Источник данных: часто административные данные, собираемые другими органами Международные рекомендации: ООН, ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения и, все больше, Евростат Вопросы: –Распределение труда/ сотрудничество между национальными органами статистики и другими производителями –Взаимосвязь между административным и статистическим использованием –Соответствие международным рекомендациям
19 В завершение: Оценка в сфере социальной и демографической статистики может стать достаточно сложной задачей: Отсутствие международным рекомендаций в некоторых сферах Национальная специфика может усложнять гармонизацию Большинство сфер очень важны для общества и органов, ответственных за формирование политики, а, значит, требуют профессионального подхода к сбору и распространению данных Часто несколько органов, составляющих административные данные и – часто статистику – что требует хорошей координации Основной результат: мероприятия для повышения качества, доверия и улучшения координации?