Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад 41 Индивидуализация развивающей предметно - пространственной среды в дошкольной образовательной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка Управленческий проект : Разработчик : Тухватуллина Елена Валентиновна, заместитель руководителя по УМР 2014 год
Актуальность : Развивающая предметно-пространственная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна быть построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Требования к предметно - пространственной развивающей среде в дошкольной организации : Должна обеспечивать : 1. Максимальную реализацию образовательного потенциала детского сада для развития детей ; 2. Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, уединения ; 3. Реализацию различных образовательных программ ; 4. Учет национально - культурных условий ; 5. Учет возрастных условий ; 6. Условия для организации инклюзивного образования.
Требования к предметно - пространственной развивающей среде в дошкольной организации : Должна быть : 1. Содержательно насыщенной 2. Трансформируемой 3. Полифункциональной 4. Вариативной 5. Доступной 6. Безопасной В условиях внедрения ФГОС ДО с г. одной из самых важных задач является задача индивидуализации дошкольного образования для полноценного развития личности детей в период дошкольного детства.
Цель проекта : Создание системы методической работы с кадрами, направленной на повышение компетентности педагогов при создании развивающей предметно - пространственной среды, направленной на индивидуализацию образовательного процесса, способствующего полноценному развитию личности ребенка в период дошкольного детства.
Основные задачи проекта : создание развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире ; освоение педагогами новых образовательных технологий на основе деятельностного подхода, формирующих в детях желание осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни ; овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами в использовании предметно - пространственной среды, необходимой для реализации ООП ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО ; повышение социального статуса ДОО.
Основные идеи проекта : Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация среды – это стержень, на который педагоги могут « нанизывать » образовательные технологии : Игровую ; исследовательскую ( проблемно - поисковую ): модель " обучение через открытие "; коммуникативную ( дискуссионную ): наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения ; имитационного моделирования ( игровую ): моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения ; психологическую : самоопределение педагога по выполнению той или иной образовательной деятельности ; деятельностную : способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом ; рефлексивную : осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА ПРОДУКТ ПРОЕКТА : Компоненты развивающей предметно - пространственной среды БМАДОУ 41, способствующие индивидуализации дошкольного образования
Дизайн - территория зимой
Дизайн - территория летом
Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно пространственной среды ДОУ
В примерных программах для ДОУ предметно-пространственную среду наполняют: кабинеты, зоны, уголки, центры, секторы