Направления, виды и формы методической деятельности ГУО «Смолевичская районная гимназия» Смолевичи 2013
Методическая работа – Методическая работа – основанная на достижениях науки и педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагога, его профессионального мастерства, а в конечном счете на рост уровня обученности, развитости и воспитанности учащихся
Направления методической деятельности Педагогическое Педагогическое - оказание практической помощи педагогическим работникам в совершенствовании педагогического мастерства, повышении квалификации, развитии творческой инициативы и самообразования. Определение средств согласования индивидуальных позиций педагогических работников и консолидация всего педагогического коллектива в рамках цели учреждения образования в условиях реализации образовательных программ. Консультационная помощь педагогам в разработке научно-методического обеспечения ОСО
Направления методической деятельности Управленческое Управленческое - создание педагогического коллектива, способного к инновационным преобразованиям образовательного процесса в условиях реализации требований образовательных стандартов; создание информационного банка данных учебно-программной, учебно-методической документации, научной, учебной и учебно-методической литературы; организация работы по разработке комплексного методического обеспечения образовательного процесса; организация педагогических чтений, постоянно действующих семинаров, конкурсов профессионального мастерства; организация и руководство работой методического кабинета – центра методической работы учреждения образования по повышению качества профессионального образования
Направления методической деятельности Научное Научное – организация экспериментальной и инновационной деятельности по апробации новых идей, концепций, программ развития учреждения образования; организации экспериментальных и инновационных площадок по апробации и внедрению учебно-программной, учебно-методической документации, средств обучения, информационно- аналитических материалов в условиях стандартизации образования; оказание помощи организациям, осуществляющим научно-методическое обеспечение профессионального образования в проведении экспериментальной работы в области психологии, педагогики, новых технологий профессионального обучения, проводимой на базе образовательного учреждения; проведение научно- практических конференций; оказание помощи администрации учреждения образования в работе по мониторингу образовательного процесса в учреждении образования
Виды методической деятельности Первая группа Первая группа характеризуется массовым участием педагогов в методической работе, которая никем не руководится и может восприниматься как самообразование: самостоятельное чтение и коллективное обсуждение научной, методической и педагогической литературы (читательские диспуты, конференции и др.); обзоры научной, методической, педагогической литературы; собеседование на научные, методические и педагогические темы; экскурсии в музеи, посещение театров и выставочных залов, походы по родному краю; анализ педагогами контрольных работ, итогов изучения темы, учебного полугодия; изучение психологических особенностей, учебной деятельности и поведения учащихся; составление предложений по улучшению обучения и воспитания учащихся; коллективная работа педагогов над едиными педагогическими темами; взаимное посещение учителями внеклассных мероприятий, взаимный просмотр учебно-программной, учебно-планирующей, учебной документации.
Виды методической деятельности Ко второй группе Ко второй группе видов методической работы относятся те, которые подразумевают чье-нибудь руководство (опытный педагог или группа педагогов, руководитель методической комиссии, заместитель директора): составление рекомендательных списков литературы, библиографических карточек, аннотаций; книжные выставки, периодически устраиваемые методическими комиссиями совместно с библиотекой учреждения образования; доклады, лекции на научные, методические и педагогические темы; педагогические консультации; методические семинары; педагогические чтения; научно-практические конференции; шефство опытных преподавателей и мастеров п.о. над молодыми; разработка и обсуждение средств комплексного методического обеспечения; совместное составление и обсуждение планов различных видов внеклассной работы (викторин, олимпиад, конкурсов, вечеров, туристских походов, различных видов общественной деятельности и др.); разнообразные виды совместной практической работы педработников: подбор практического материала к урокам и внеклассным занятиям (текстов письменных работ, задач), изготовление и подбор наглядных пособий, работа по техническому и художественному творчеству, оборудование учебных кабинетов и мастерских и др.; практикум по приобретению различных необходимых для работы навыков и умений.
Виды методической деятельности К третьей группе К третьей группе относятся те, которые подразумевают своего рода экспертную оценку деятельности педагогов: творческие отчеты учителей об организации и результатах учебной и воспитательной работы, о повышении своей квалификации; открытые учебные занятия; педагогические выставки, отражающие опыт работы учреждения образования
Формы методической деятельности Формы методической деятельности Деление форм на три группы условно, так как ряд коллективных в определенной ситуации может стать групповыми и наоборот Коллективные Групповые Индивидуальные
Формы методической деятельности Коллективные: Семинар (научно-методический, проблемный, практикум, постоянно действующий и др.) Конференция Педагогические чтения Педагогический совет Панорама методических идей Школа педагогического мастерства Методический марафон Открытый урок Тренинг. Круглый стол Методический бюллетень (журнал) День открытых дверей Методическая выставка Деловая игра Мастерская Мастер-класс Конкурс профессионального мастерства Олимпиада профессионального мастерства
Формы методической деятельности Групповые: Диспут Дискуссия Дебаты Методический совет Творческая (проблемная, опытно-экспериментальная) группа Совет наставников Педагогический (методический) консилиум Методический инструктаж Методические совещания Методические объединения Школа молодого учителя
Формы методической деятельности Индивидуальные: Собеседование Консультация Самообразование Курсовая подготовка Авторская работа Творческий портрет Индивидуальная педагогическая система Исследовательская (экспериментальная) работа Презентация Творческий отчет Наставничество Стажировка Мастер-класс