Как школы используют данные оценки результатов обучения: наблюдения по итогам PISA-2012 И.А. Вальдман зав. лабораторией мониторинга в образовании Института управления образованием РАО, директор Российского Тренингового центра ИУО РАО, к.п.н. 11-я международная конференция «Тенденции развития образования» Что такое эффективная школа и эффективный детский сад? февраля 2014 года
PISA 2012: Россия и ОЭСР – «слабые» и «сильные» ученики Виды грамотности ОЭСР ЧИТАТЕЛЬСКАЯ 27,4 3,2 34 1,7 35,3 1,7 27,4 3,2 22,3 4,6 18 8,4 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ 30, 2 7,0 26,6 7,4 28,6 5,2 24 7,8 23,1 12,6 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ 22,2 4,2 22,0 4,4 18,7 4,3 17,8 8,3 5-6 уровни ниже 2 уровня 5-6 уровни ниже 2 уровня 5-6 уровни ниже 2 уровня
Что такое эффективная школа? Что делает школы успешными? PISA Конференция «Тенденции развития образования-2014»
PISA: Слагаемые успешности школы Финансовые Человеческие Материальные Временные РЕСУРСЫ Управление школой Оценивание и подотчётность УПРАВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА Вертик. стратификация Горизонт. стратификация (между школами) Горизонт. стратификация (внутри школ) СЕЛЕКЦИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ... Пропуски занятий школьниками Школьный климат ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Взаимосвязь между результатами обучения и характеристиками школы и системы ©PISA What Makes Schools Successful? Resources, Policies and Practices (Volume IV)
Управление школой, оценивание и подотчётность. PISA 2012
Варианты использования результатов оценивания ©PISA What Makes Schools Successful? Resources, Policies and Practices (Volume IV) УЧЕНИК Информирование родителей о прогрессе в обучении их детей УЧЕНИК Принятие решений о повторном обучении и учеников или их переводе в следующий класс УЧИТЕЛЬ Вынесение суждений относительно эффективности работы учителей Образовательный процесс Определение аспектов преподавания, которые могут быть улучшены Образовательный процесс Объединение учащихся в группы на основе результатов обучения ШКОЛА Сравнение результатов школ с результатами своего региона, страны ШКОЛА Отслеживание ежегодного прогресса школы ШКОЛА Сравнение результатов школы с другими школами
Как используются результаты оценивания? ©PISA What Makes Schools Successful? Resources, Policies and Practices (Volume IV)
Оценка работы учителя Оценка результатов обучения в последнюю очередь нужна для контроля за учителем < 25% Оценка результатов обучения активно используется для контроля за работой учителя 90% Греция (14%) Финляндия (16%) Франция (23%) Германия (24%) Казахстан (100%) Россия (99%) Болгария (93%) Латвия (93%) Черногория (92%) Арабские Эмираты (94%) Вьетнам (99%) Индонезия (96%) Малайзия (92%) Таиланд (91%)
Россия использует результаты оценивания для многих целей В странах ОЭСР 33% школьников учатся в школах, которые используют результаты оценивания для 6-8 из указанных целей. В России результаты оценивания используются для многих целей (6-8) в большинстве школ. Аналогичный показатель - более 90% учатся в таких школах. В противоположность в Греции, Швейцарии, Финляндии, Дании, Бельгии более 40% школьников учатся в школах, которые используют результаты оценивания не более чем для трёх целей. ОЭСР 4,6 Финляндия 3,9 Россия 5,8 Индекс практик оценивания
Направления изменений
Изменения с 2003 по 2012 гг. в использовании данных оценки для сравнения достижений школ Процент учащихся в школах, в которых результаты сравниваются с регионом, страной
Изменения с 2003 по 2012 гг. в использовании данных оценки для сравнения достижений школ PISA 2012 С 2003 по 2012 гг. наметилась тенденция увеличения использования данных оценки для сравнения результатов школ с регионом, страной
Использование данных оценки в целях подотчётности
1.Не слишком ли много контроля? 2.Школа «как на ладони» - есть ли риски? 3.Использование оценочных процедур для большого числа целей снижает их потенциал. 4.Стране необходим национальный мониторинг образовательных результатов школьников. Вопросы и фиксации