Формирование универсальных учебных действий средствами системы «Школа 2100» 1
«Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему» Чарльз В. Элиот 2
Новые цели требуют нового подхода к содержанию! Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Развитие умения работать с информацией 3
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? ФГОС «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату? Формирование умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) 4
Цель нового образования Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Целью становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться» (из материалов «Стандарты второго поколения») 5
«… Задача современной образовательной системы – не напичкать ученика фундаментальными знаниями(большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию…» (А.М. Кондаков) 6
УУД не надстройка, а фундамент образования! Модель системы универсальных учебных действий, демонстрирующая взаимозависимость и взаимообусловленность всех видов УУД 7
Коммуникативные сотрудничество и кооперация постановка вопросов разрешение конфликтов управление поведением партнера речевые умения (выражение мысли, монолог, диалог) Регулятивные целеполагание планирование и прогнозирование контроль и коррекция, оценка волевая саморегуляция Личностные самоопределение (личностные, профессиональные, жизненные смыслы и планы) смыслообразование, смыслопорождение морально-этическая ориентация и нравственная оценка Личностные самоопределение (личностные, профессиональные, жизненные смыслы и планы) смыслообразование, смыслопорождение морально-этическая ориентация и нравственная оценка Познавательные общеучебные логические постановка и решение проблем Формирование УУД 8
Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. УУД - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 9
10 Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций ФГОС НОО ФГОС НОО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
11 Личностные (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор) Регулятивные (умения организовывать свою деятельность) Познавательные (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире) Коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать с людьми) Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса в 1-м классе
Формирование коммуникативных УУД. Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям) 12
13 Работа с текстом Познавательные универсальные учебные действия
Формирование регулятивных УУД 14 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
15 Коммуникативные УУД Формируем умение слушать и понимать других Познавательные УУД 1.Формируем умение извлекать информацию из иллюстраций 2.Формируем умение сравнивать и группировать факты и явления Регулятивные УУД Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
16 Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
17 Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
18 Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
Продуктивные задания 19 Определение звуков.
Оцени себя сам 20 Умения I (в октябре) II (в декабре) III (в марте) IV (в мае) 1. Я могу сказать, что и зачем мы будем делать на уроке. 2. Я могу сказать, что нового я узнал на уроке. 3. Я умею наблюдать и делать выводы. 4. Я могу запомнить важные сведения. 5. Я с уважением отношусь к другим людям. 6. Я выполняю правила, о которых мы договорились в классе. 7. Я умею объяснять, что я чувствую. 8. Я понимаю, что в моей жизни мне помогают другие люди и природа, что я не могу жить без них. 9. Я могу прочесть про себя и вслух небольшой текст, понять его смысл и рассказать о нем. 10. Я помню наизусть и могу выразительно прочесть ___ стихотворения(й). 11. Я могу правильно списать и написать под диктовку небольшой текст. 12. Я могу сам составить и записать текст из нескольких предложений. 13. Я умею слушать и слышать учителя и одноклассников. 14. Я могу устно дать полный ответ на вопрос.
ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизаци и в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии 21
Пирамида успеха 22
Деятельностный подход проблемно-диалогическая технология; технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения); технология оценивания учебных успехов; проектная технология. 23 Принципы сформулированных А.А. Леонтьевым (1996). а) Принцип обучения деятельности. б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно- познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. Технологии
Новые цели требуют нового подхода к содержанию! Учебный материал: Принцип МИНИМАКСА в работе с содержанием учебников учит находить главное и интересное Должен узнать Может узнать МИНИ МАКС Требования госстандарта 24
«Главное не знания, а умение ими пользоваться». 25 Отмечал академик А.А. Леонтьев
Спасибо за внимание! 26
Проектная деятельность Букварь 27