Основные принципы мерчендайзинга
Принцип «движение глаз». Движение глаз покупателя по полке напоминает чтение страницы с эпиграфом. Первый взгляд попадает в правый верхний угол, далее волнообразное перемещение слева направо и сверху вниз.
"Обратные часы". Большая часть покупателей движется по торговому залу против часовой стрелки, обходя его по внешнему периметру. Следовательно, основные товары необходимо расположить в зоне движения и расставить внутренние стеллажи таким образом, чтобы они имели хороший фронтальный обзор.
"Зона вытянутой руки" Известно, что товары для детей не рекомендуется ставить слишком высоко, вне поля зрения ребенка. Он должен увидеть их и захотеть. Еще лучше, если ребенок потрогает игрушку. Но этот тезис работает не только с детьми. Прикосновение - древнейшая и одна из первых форм заявления права на собственность. Оно укрепляет желание обладать вещью. Лишнее неудобство приводит к снижению продаж. Если клиент не понимает, как достать продукт из сложной конструкции, он, скорее всего, даже не будет пытаться сделать это.
«Рациональная подача» Человек стремится выйти из сумрачной зоны в более освещенную, поэтому приглушенный свет, который уместен в антикварной лавке, не может использоваться в супермаркете. При эмоциональных покупках (когда клиент стоит перед рациональным выбором) игры со светом могут вызвать раздражение.
«Ароматерапия» Чтобы стимулировать настроение покупателя и спровоцировать на покупки, часто используют внутри магазина различные запахи. В Великобритании некоторые продавцы используют запах булочек или кофе, чтобы разбудить в покупателях чувство голода.
Интересные факты о мерчендайзинге..
1. Покупатель с тележкой покупает на % больше товаров, чем покупатель с корзиной. 2. Наибольший процент покупок приходится на начало торгового зала (у покупателя еще полный кошелек и пустая корзина) и на прилавки возле касс (т.н. зона импульсных покупок).
3.Цены, заканчивающиеся на девятки, а не нули (например 999 рублей), уже не действуют на покупателя. Сейчас оставляют в конце цифру 7 или 8 (например 987 рублей). 4.Наверняка, каждый из нас,замечал в магазине стоящую тележку, загруженную различными товарами. Мы думаем, что это необходимый атрибут при выкладке товаров или иных работах, а на самом деле никаких работ не ведется, а тележка выполняет единственную функцию - затруднить доступ к продукции конкурента и, как следствие, снизить продажи.