Сжатое изложение. Упр Подготовил учитель русского языка и литературы 5 классов ГБОУ СОШ 2034 Семагина М.С.
Как готовиться к изложению 1.Внимательно прочитайте текст. 2.Выясните значение непонятных вам слов. 3.Определите основную мысль текста. Найдите те слова, словосочетания и предложения, которые особенно важны для её раскрытия. 4.Разделите текст на части и озаглавьте их. (составьте план) 5.Объясните правописание выделенных букв, а также постановку знаков препинания. 6.Еще раз внимательно перечитайте текст.
Перо и чернильница -Скажи, дедушка, - как-то спросил Сережа, - откуда ты сказки берешь? -Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. -А как ты их оттуда достаешь, дедушка? -Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком. Поступил Сережа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Сережа, а сказка не зацепляется. -Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое? -Не горюй, Сергей! – утешает дед. – Придет время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жать не начнешь – тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее… Не все тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал – другим пересказал.
Сколько частей в тексте? Какова основная мысль каждой из них? Первый диалог внука Сережи и деда. (Откуда ты сказки берешь?) Попытки Сережи «добыть» сказку. (А сказка не зацепляется.) Второй диалог внука и деда. (Придет время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь.) Заключение о притче деда. (Дедову притчу запомнил.)
Способы сжатия текста. 1. Чтобы сократить текст способом обобщения, можно: - заменить однородные члены предложения обобщающим словом; - заменить предложение или его часть одним словом. 2. Чтобы сократить текст способом исключения, можно: - исключить второстепенную информацию; - исключить повторы; - исключить предложение или его часть. 3. Чтобы сократить текст способом упрощения, можно: - предложение с прямой речью заменить предложением с косвенной речью.
Примерный вариант сокращенного текста. Как-то Сережа спросил у деда, откуда тот берет сказки. Дед ответил, что достает их из чернильницы. Сережа поступил в школу, научился писать, пробовал достать из чернильницы сказки, но все напрасно. Он спросил у деда, почему у него ничего не выходит. Дед утешил: «Придет время, научишься, если не только собой будешь занят». Не все понял Сережа, но дедову притчу запомнил, другим пересказал.