Семинар-совещание регионального методического объединения специалистов психолого-педагогического сопровождения образования Московской области Москва, МГОУ, 27 февраля 2014 «Классный совет»: технология развития инициативы, ответственности учащихся и предупреждения насилия в школе Дятко Наталья Васильевна, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования ГБОУ ВПО МО АСОУ
Классный совет – это регулярные встречи, на которых ученики совместно с учителями обсуждают конкретные дела своего классного коллектива (например, поездки или проекты, организационные вопросы, проблемы и конфликты), принимая приемлемые для всех решения «Классный совет»: технология развития инициативы, ответственности учащихся и предупреждения насилия в школе
Роль и ответственность учителя Учитель на КС отказывается от роли «Я знаю, как правильно» в пользу «Мы вместе найдем правильный путь» Он отказывается от ответственности за поиск и принятие «правильного» решения Решение принимают все - все берут на себя ответственность за результат Учитель сохраняет за собой ответственность только за сопровождение процесса принятия классом решений В этой роли сопровождающего учитель может служить для ребят примером уважительного отношения друг к другу Учитель только устанавливает рамки, в пределах которых могут приниматься свободные решения Учитель должен уметь объяснить детям свое решение, если они спрашивают об этом «Классный совет»: технология развития инициативы, ответственности учащихся и предупреждения насилия в школе
Роль и ответственность детей Приходя в школу учиться или общаться, дети часто не имеют повода для третьей формы отношений - сотрудничества, то есть взаимодействия с целью совместного достижения приемлемого для всех результата «Классный совет»: технология развития инициативы, ответственности учащихся и предупреждения насилия в школе
Именно в сотрудничестве развиваются социальные компетенции, необходимые во взрослой жизни, где бы человек ни работал: умение слушать друг друга и понимать сказанное, уважать отличное от собственного мнение, аргументировать и отстаивать свою позицию, идти на компромисс, принимать не идеальное, а оптимальное решение в конкретной ситуации и принимать также последствия своих решений, в том числе – конструктивно обходиться с ошибками. «Классный совет»: технология развития инициативы, ответственности учащихся и предупреждения насилия в школе
Эффекты применения технологии «Классный совет»: 1.Улучшается качество жизни в школе/ классе каждого ученика 2.Облегчается работа учителя 3.Формируются различные необходимые в жизни компетенции (персональные, социальные и коммуникативные, методические, предметные) «Классный совет»: технология развития инициативы, ответственности учащихся и предупреждения насилия в школе
Классный совет НЕ может: устранить все существующие в классе трудности, за короткое время решить глубокие и сложные проблемы, обеспечить быстрое изменение поведения трудных школьников, вводить штрафы, одинаково нравиться всем учащимся. «Классный совет»: технология развития инициативы, ответственности учащихся и предупреждения насилия в школе
Границы классного совета «Классный совет»: технология развития инициативы, ответственности учащихся и предупреждения насилия в школе 1.НЕ имеет дело с моббингом/буллингом 2.НЕ имеет дело с такими преступными деяниями, как порча или кража вещей, нанесение телесных повреждений, вымогательство 3.НЕ может изменить поведение детей с тяжелыми нарушениями в поведении 4.НЕ придумывает наказания и НЕ заводит на нарушителей поведения «уголовные» дела 5.НЕ обсуждает психические отклонения учеников 1.НЕ имеет дело с моббингом/буллингом 2.НЕ имеет дело с такими преступными деяниями, как порча или кража вещей, нанесение телесных повреждений, вымогательство 3.НЕ может изменить поведение детей с тяжелыми нарушениями в поведении 4.НЕ придумывает наказания и НЕ заводит на нарушителей поведения «уголовные» дела 5.НЕ обсуждает психические отклонения учеников
ПРОЦЕДУРА МОДЕРАЦИИ КОНФЛИКТОВ 1)согласие участников (работать над данной темой/конфликтом), 2)описание конфликта/проблемы, 3)прояснение конфликта/проблемы, 4)смена позиции, 5)поиск решений, 6)оценка и выбор решения, 7)заключение договоренностей. «Классный совет»: технология развития инициативы, ответственности учащихся и предупреждения насилия в школе
Заседание классного совета в 4-Б классе МБОУ «СОШ 2» города Юбилейный Московской области
Классный руководитель 4-Б класса – Жаворонкова Валентина Викторовна, психолог – Шахова Евгения Юрьевна
Классный совет в 4-Б классе: темы, предложенные ребятами в начале заседания
Программа повышения квалификации педагогов- психологов и классных руководителей «Классный совет: программа развития социальной инициативы и групповой ответственности учащихся» (вариативный модуль, 72 часа) Обучение на базе Центра практической психологии образования АСОУ с сентября 2014 г. «Классный совет»: технология развития инициативы, ответственности учащихся и предупреждения насилия в школе