Классный руководитель 5 класса ФГКОУ СОШ 167 Петросова Т. Г.
Ситуация успеха в учебно- воспитательном процессе Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? Чтобы ребенок с желанием ходил в школу и стремился самостоятельно добывать знания необходимо строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка. Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности.
Алгоритм создания ситуации успеха 1. Снятие страха Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. "Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".
2. Авансирование успешного результата Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. "У вас обязательно получится". "Я даже не сомневаюсь в успешном результате".
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. "Возможно, лучше всего начать с....." "Выполняя работу, не забудьте о....."
4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. "Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."
5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. "Только ты и мог бы...." "Только тебе я и могу доверить..." "Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..." 6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. "Нам уже не терпится начать работу..." "Так хочется поскорее увидеть..."
7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой- то его отдельной детали. "Тебе особенно удалось то объяснение". "Больше всего мне в твоей работе понравилось..." "Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".
Создание ситуации успеха в 5 классе. Организация ученического самоуправления в классе: староста класса, учебный сектор, трудовой сектор, культмассовый сектор, спортивный сектор, редколлегия класса. Вступление класса в детскую организацию «Сталкер»
Привлечение учащихся к участию в общешкольных мероприятиях, соревнованиях и олимпиадах
Проведение тематических классных часов: «Наш классный коллектив», «Толерантность в жизни каждого из нас», «Дружба», «Кем я стану в будущем». Еженедельное подведение итогов учебной деятельности класса. Индивидуальные беседы с детьми на тему взаимоотношений в классе, улучшения качества обучения и дисциплины. Привлечение учащихся к участию во внеурочных занятиях и творческих кружках
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой - когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).