ИКОНОПИСЬ
Православная икона – живописный образ, воплотивший слово Божье. живописный образ, воплотивший слово Божье.
Каждая икона состоит из четырех основных частей – слоев Первый слой – щит из деревянной доски, является ее основой. Первый слой – щит из деревянной доски, является ее основой. Второй слой – грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Второй слой – грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой – живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов, пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии. Третий слой – живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов, пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы). Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).
ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ рисунок на левкасо-меловом грунте доски карандашом рисунок на левкасо-меловом грунте доски карандашом контуры и складки одежды прографлялись (процарапывались) графьей контуры и складки одежды прографлялись (процарапывались) графьей роскрышь роскрышь
ВЫПЛАВКА Первая плавь – охрение (желтоватый тон лба, носа, на щеках, губах, подбородке, на шее и ушах, а также на руках, ногах и на обнаженных частях тела) Первая плавь – охрение (желтоватый тон лба, носа, на щеках, губах, подбородке, на шее и ушах, а также на руках, ногах и на обнаженных частях тела) Вторая плавь – румянцы (румянец на надбровных дугах, щеках, губах, кончике носа, слезничках, мочках ушей, суставах пальцев, коленях, лодыжках) Вторая плавь – румянцы (румянец на надбровных дугах, щеках, губах, кончике носа, слезничках, мочках ушей, суставах пальцев, коленях, лодыжках) Третья плавь – жидкой жженой умброй проплавлялись зрачки глаз, брови, усы, борода и волосы Третья плавь – жидкой жженой умброй проплавлялись зрачки глаз, брови, усы, борода и волосы Четвертая плавь – подбивка (полутон между тенью санкиря и охрением) Четвертая плавь – подбивка (полутон между тенью санкиря и охрением) Пятая плавь – сплавка (объединялись все предыдущие плави в один общий тон лица - темно-коричневым) Пятая плавь – сплавка (объединялись все предыдущие плави в один общий тон лица - темно-коричневым) Шестая плавь – наложение бликов ( на самых выпуклых местах лица, рук, ног и всего тела) Шестая плавь – наложение бликов ( на самых выпуклых местах лица, рук, ног и всего тела)
Олифление иконы Олифа на иконе засыхает, образуя чистую зеркальную поверхность, дает прозрачность и сохраняет цвет красок Олифа на иконе засыхает, образуя чистую зеркальную поверхность, дает прозрачность и сохраняет цвет красок Этот длительный и последовательный процесс Этот длительный и последовательный процесс
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ИКОНОПИСАНИИ не менее шести беличьих кистей; не менее шести беличьих кистей; деревянная лопаточка для разведения яичной эмульсии; деревянная лопаточка для разведения яичной эмульсии; двенадцать баночек из пластмассы для хранения сухих красок, гуммиарабика; двенадцать баночек из пластмассы для хранения сухих красок, гуммиарабика; двенадцать чашечек для приготовления красок к работе (для растворения красок); двенадцать чашечек для приготовления красок к работе (для растворения красок); три небольших фарфоровых блюдца – для составления колеров из красок при работе, для приготовления золота к работе (его растворение) и для приготовления алюминия; три небольших фарфоровых блюдца – для составления колеров из красок при работе, для приготовления золота к работе (его растворение) и для приготовления алюминия; коровий зуб для полировки золота и алюминия; коровий зуб для полировки золота и алюминия; специальный короткий ножичек с круглым концом (скребок) для очистки чашек от засохших красок перед их разведением; специальный короткий ножичек с круглым концом (скребок) для очистки чашек от засохших красок перед их разведением; гусиное перо для смахивания пыли с расписываемого предмета перед работой; гусиное перо для смахивания пыли с расписываемого предмета перед работой; подручник – маленькая подставочка-скамеечка, размером 30х6х4 см, для того, чтобы рука во время работы не ложилась на живопись, а держалась на подставке. Этот подручник помогает держать кисть вертикально, а чем вертикальнее будет в руке художника кисть, тем тоньше и ровней будут проведенные им линии. подручник – маленькая подставочка-скамеечка, размером 30х6х4 см, для того, чтобы рука во время работы не ложилась на живопись, а держалась на подставке. Этот подручник помогает держать кисть вертикально, а чем вертикальнее будет в руке художника кисть, тем тоньше и ровней будут проведенные им линии.