Цветовая символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» удивительно цветной. Если проследить по тексту, различные цвета и их оттенки встречаются очень часто, а некоторые из них повторяются постоянно. В романе такого писателя- психолога, как Достоевский, это не случайно. Давно известно, что цвета окружающего мира по- разному действуют на людей. Обилие всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие романа.
жёлтого Многими критиками отмечалось преимущество жёлтого цвета на протяжении всего романа: мебель из жёлтого дерева, жёлтые рамки, пожелтелая кацавейка, жёлтый диван, жёлтое лицо, жёлтый билет, жёлтенькие обои, тёмно-жёлтое лицо Порфирия Петровича, два жёлтых кусочка сахару. В романе в основном грязно-жёлтые тона, что означает цвет душевного расстройства, болезни.
красныйОдним из самых повторяющихся является и красный цвет. В романе он имеет множество оттенков, поэтому и трактоваться может по-разному. Самым ярким примером является сцена убийства Раскольниковым старухи процентщицы. Кажется, что этот эпизод окрашен в кровавый цвет: кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, целая лужа крови, красный сафьян, красный гарнитур. Красный цвет означает начало активности (повышается пульс, поднимается давление, учащается дыхание). В том, что силы пришли к Раскольникову только после первого удара топором по голове Алёны Ивановны, чувствуется какая-то животная жажда крови. Не случайно и то, что парни из первого сна Раскольникова, добивающие лошадёнку, были пьяные и тоже красные. Ярко-красным был закат, когда герой отказался от своего наваждения. Сама природа как будто поддерживала его в тот момент.
багряный, пурпурный В романе есть оттенки красного, скрывающиеся в именах героев. Например, Порфирий по-гречески – багряный, пурпурный. Порфира – багряница. розовый Цветовым является и имя Раскольникова. По-гречески Родион – розовый. Довольно странное определение для убийцы. В психологии розовый цвет означает нежность, порой желание уйти от действительности. И на самом деле, искренние, добрые поступки героя убеждают нас в чуткости и ранимости его богатой души, несмотря на совершённое им двойное убийство.
зелёный В романе встречается ещё и зелёный цвет. В этом произведении он всегда является резким контрастом по отношению к окружающей обстановке. Например, в своём первом сне Раскольников видел серенькое время, удушливый день, чернеющийся вдали лесок, чёрную дорожную пыль, пьяные и страшные рожи, а затем – яркое цветовое пятно – зелёный купол каменной церкви. Это сопоставление не случайно. Далее мы увидим, что зелёный – цвет защиты, покрова. Зелень деревьев и травы – отдых для Раскольникова: Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам.
Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под деревом, густая зелёная крона которого тоже своеобразный купол церкви, как будто перенесённой в реальность. Именно здесь герой вспоминает Бога: Слава Богу, это только сон! Именно здесь происходит осмысление Раскольниковым всей безобразности его мечты. Дерево – это храм, в котором происходит очищение души героя.
Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами. Софья – значит мудрая, а синий и голубой – цвета спокойного, чистого неба – подчёркивают эту особенность Сонечки Мармеладовой, истинную глубину и необъяснимость её души. Перед убийством старухи Раскольникову казалось, что он находится в пустыне и с жадностью пьёт воду из журчащего ручья. Вода в Африке – спасение. Сонечка с её бездонными голубыми глазами – спасение для Раскольникова. Она так же необходима герою, как и чистая ключевая вода из грёз.
У Свидригайлова тоже голубые глаза, но, по словам автора, смотрели они холодно, пристально и вдумчиво. Значит, Достоевский по-разному использовал всевозможные нюансы одного и того же цвета.
Остальные цвета в тексте тоже не случайны. Например, чёрный цвет – загадка, неизвестность. Когда Раскольников поднимался по чёрной лестнице, тёмной и узкой, в тёмную квартиру Алёны Ивановны, он ещё не знал, решится ли в действительности на убийство. Когда герой приходит сюда во второй раз, два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты. Входя в эту страшную комнату, герой как будто шагнул с порога своего дома в тёмную, беспросветную ночь, когда совсем ничего не видно, в ночь, которая обрекает его на гибель. Интересно, что у самого Раскольникова были прекрасные тёмные глаза.
белый Контрастный чёрному белый цвет – символ чистоты, невинности, но в то же время скорби и печали. У кроткой Сонечки были белокурые волосы. Но у Свидригайлова волосы точно такие же, чуть-чуть разве с проседью. Здесь мы опять сталкиваемся с тем, что для Достоевского один и тот же цвет может означать и святость, и лишь оболочку, за которой скрывается грешная натура.
зелёный Достоевский удивительно метко пользовался возможностями цвета как символа. Например, в эпилоге опять появляется старый зелёный платок Сони. Зелёный цвет возвращается в момент воскресения Раскольникова, как бы показывая нам, что герой вновь уверовал и нашёл покой в своей детской церкви с зелёным куполом.