Технология оценки учебных успехов Фирсанова Алла Николаевна МБОУ «СОШ 48» г.Новоуральск
академик РАО, доктор психологических наук Д.И.Фельдштейн
Руководитель проекта: Дмитрий Даимович Данилов
Цель технологии – обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно- ориентированной Образовательной системы «Школа 2100»
ЗАДАЧИ: Главное не знания, а умения ими пользоваться. Умение самостоятельно оценивать. Мотивация на успех.
Из заключения Российской академии образования по «Школе 2100» ( ) развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПАКЕТ Рабочий журнал учителя «Школа 2100» Дневники школьника 2100 Проверочные работы и контрольные работы Электронные приложения и журналы Рабочие тетради, методические рекомендаци и и другие части УМК
Правила ЧТО? Решение задачи КТО? Ученик + Учитель в диалоге КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) ГДЕ? В таблице требований КАК? По уровням успешности мини макс
1-Е ПРАВИЛО: «ОТЛИЧИЕ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ» «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи» Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
2-е правило: «Самооценка» «Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге. У ученика право аргументировано оспорить отметку» Основа алгоритма самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задачи (задании)? Какая была цель, что нужно было получить? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
3-е правило: «Одна задача – одна отметка» «За каждую учебную задачу, показывающую овладению отдельным умением, ставиться отдельная отметка»
4-е правило: «Таблица требований» Литературное чтение 3 класс. Тема Ученики Предполагать содержание нового текста Узнавать значение непонятных слов Делить текст на части, составлять план Вести диалог с автором Настя А. 4, 5,5,5,5,4, Саша Б 3, 4, 4,4,4, Саша В. 5, 5, 5, Софья Г. 5, 5,4,4,
5-е правило: ««Право отказа от отметки и право пересдач». За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку
6-е правило: «Уровни успешности» Необходимый уровень – решение типовой задачи. Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично». Программный уровень – решение нестандартной задачи. Это отличает от необходимого всем уровня - «отлично». Максимальный уровень (!!! Необязательный) - решение не изучавшейся в классе материал. Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований, «превосходно».
УРОВНИ УСПЕШНОСТИПЯТИБАЛЛЬНЫЕ ОТМЕТКИ Необходимый уровень «хорошо, но не отлично». ЧАСТИЧНО - 3 ПОЛНОСТЬЮ - 4 Программный уровень «отлично». ЧАСТИЧНО – 4+ ПОЛНОСТЬЮ - 5 Максимальный уровень (не обязательный) «превосходно». ЧАСТИЧНО – 5+ ПОЛНОСТЬЮ – 5 и 5
7- е правило « Итоговая оценка и итоговая отметка» Итоговые оценки и отметка (за четверть) определяются за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного года. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей. Итоговая отметка – это условный среднеарифметический уровень заработанных баллов.
Как внедрять новую технологию оценивания? 1-й класс 1-е правило: «Отличие оценки и отметки» 2-е правило: «Самооценка» 3-е правило: «Одна задача – одна отметка» 4-е правило: «Таблица требований»
2-й класс 1-е правило: «Отличие оценки и отметки» 2-е правило: «Самооценка» 3-е правило: «Одна задача – одна отметка» 4-е правило: «Таблица требований» !!!
3-й, 4-й класс 5-е правило: ««Право отказа от отметки и право пересдач» 6-е правило: «Уровни успешности» 7-е правило: «Итоговая оценка и итоговая отметка»
Отношение учеников к новой модели оценивания.
Динамика познавательной активности учащихся
Уровень интеллектуального развития учащихся