5 класс Булычева Я.С.
Каждый текст создается на определенную тему. Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. Темы бывают узкие и широкие. Широкая тема может включить в себя несколько узких. Задание 1. Определите узкие или широкие темы: «Зима», «Первый снег», «Один день в зимнем лесу», «Последние капризы зимы».
Задание 2. Составьте 3 предложения на тему «Один день в зимнем лесу» По схемам: 1) и. 2),. 3) и.
Задание 3. Прочитайте текст. Определите его тему, озаглавьте. Дождь По небу голубому Проехал грохот грома, И снова все молчит. А миг спустя мы слышим, Как весело и быстро По всем зеленым листьям, По всем железным крышам, По цветникам, скамейкам, По ведрам и по лейкам Пролетный дождь стучит. С. Маршак
Задание 4. Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом? Составьте текст из этих предложений и запишите его. 1.Сто с лишним лет назад центр Москвы освещался керосиновыми фонарями. 2.Но они проедали с кашей большую часть конопляного масла, которое предназначалось для фонарей. 3.А на окраинах были масляные фонари. 4.И поэтому даже извозчики боялись ехать ночью 5. на окраину города, где царила кромешная тьма. 6.Заправлять эти фонари должны были пожарные. Ответ: 1,3,5,2,4.
О чем получившийся текст? Определите его тему и озаглавьте его.
Задание 5. Прочитайте текст ученического сочинения. Мой лучший друг Мой лучший друг – это моя собака. Моя собака маленькая, коричневая. У нее гладкая шерсть. У нее белое пятно на правом боку. У нее пятно на левом глазу. У нее длинные висячие уши. У нее короткие кривые лапы. У нее короткий хвост.
Задание 6. Понравилось ли вам сочинение? Раскрыта ли тема сочинения? Какие слова лишние? Какие предложения можно объединить? Какую часть вы бы расширили? Объедините предложения, добавьте в описание свое отношение к собаке, выразите свои чувства. Опишите собаку в движении.
Подведем итог урока: Что такое текст? Что такое тема текста? Какими могут быть темы?