Соблюдение дидактических и методических требований к уроку с учетом психологических особенностей ребенка Докладчик Педагог-психолог МБОУ СОШ 1 г. Юбилейный Орлова Екатерина Васильевна
Дидактические требования к уроку четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирование и контроль оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся.
Сильный или слабый ученик? Норма СреднестатистическаяФункциональнаяИдеальная
Принципы организации познавательной деятельности на уроке: - активизация познавательных процессов; - развитие умения ребенка управлять собственными познавательными процессами; -развитие познавательных способностей. Внимание Восприятие Память Мышление Психически - познавательные процессы ребенка, управления которыми поможет в проведении урока
Внимание Основные функции внимания: отбор значимых для деятельности объектов, игнорирование конкурирующих воздействий; удержание объектов в поле внимания; регуляция, контроль протекающей деятельности. Для управления вниманием учащихся необходимо: 1) уметь определять в каждый момент урока степень сосредоточенности отдельных учащихся и класса в целом; 2) поддерживать внимание, опираясь на его закономерности; 3) устранять ситуативные причины снижения концентрации внимания, отвлечения внимания; 4) формировать внимание учащихся.
Восприятие В процессе восприятия ярко проявляются индивидуальные особенности учащихся: Аудиальный, Визуальный, Кинестетический типы восприятия. Используемые приемы для понимания материала учащимися (с учетом индивидуальных психологических особенностей): 1)выявление непонятного, 2)соотнесение непонятного с понятным, 3)перенос данных на новые случаи.
Память Различные техники запоминания: Ассоциации На уроке для стимулирования ассоциативных процессов достаточно задать классу вопросы типа: Что напоминает вам это слово? На что похоже это уравнение? Что напоминает эта картина? Выделение опорных пунктов Сущность способа заключается в поиске каких-либо опор, точек отсчета, т.е. "зацепок", "крючков", в качестве которых могут выступать фамилии, названия, даты, исторические персонажи, смешные моменты, особенности шрифта, необычные, незнакомые слова, формулы и т.д. Приемы группировки Классификация Схематизация Структурирование - прием установления связей между частями предмета или явления, позволяющий представить данный предмет или явление в целом.
Мышление У младших школьников преобладает образное мышление. Младший школьник может также мыслить логически, но отсутствие наглядных представлений объекта затрудняет оперирование понятиями, поэтому важно обеспечить взаимодействие конкретного и абстрактного мышления в процессе обучения. У подростков способность к абстрактному мышлению возрастает, изменяется соотношение между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. При этом конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не регрессируют, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Формирование абстрактных понятий происходит более успешно тогда, когда оно опирается на методически правильно подобранные наглядные образы. Развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятий в конкретных образах и представлениях.
Список полезной литературы 1.Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, Ерастов Н.П. Культура умственного труда (Беседы о рациональной организации познавательной деятельности). Ярославль, Козлова И.Н. Психологические аспекты анализа урока. Вологда, Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л, Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
Спасибо за внимание!