Михаил Булгаков Роман «Мастер и Маргарита« Урок – презентация по литературе для учащихся 11 класса. Выполнила: учитель русского языка и литературы Кудрявцева Т.М.
Тема: История создания романа, проблемы и герои романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Цель урока: рассказать о значении романа, его судьбе; показать особенности жанра и композиции романа. Методические приемы: лекция с элементами беседы. Ход урока. 1.Организационный момент. 2.Лекция учителя с элементами беседы.
Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гёте. «Фауст».
История создания романа 1928 Замысел 1929 Начало работы 1928 – редакций Первоначально роман о Дьяволе, без Мастера и Маргариты 1930 сжёг рукопись 1931 – 1932 Продолжение работы, появление образов Мастера и Маргариты 1936 Заключительная глава 1936 Название романа 1940 Редактирование, переписывание Опубликован впервые в журнале «Москва» в 1966 – 1967 годах
Время и пространство ( хронотоп ) Реальное Москва 20 – 30 годы ХХ века Библейское (мифологическое) Ершалаим 1 год н.э. Фантастическое Перемещение во времени и Пространстве (Воланд и его свита)
Композиция романа Многоплановая (современность, мифология, фантастика) Принцип зеркального отражения – «роман в романе» Система внутренних соответствий (события библейские – современным, географические места, погодные условия, система исторических прототипов, временные рамки событий) Система сюжетных двойников Пейзаж (образы – символы)
Герои романа
Мастер
Маргарита – ведьма
Понтий Пилат «…двенадцать тысяч лун за одну когда – то …»
Князь тьмы. Кто он? «Палач порока» ? «Карающий меч в руках правосудия»?
Кот Бегемот
Азазелло
Последний полёт
3. Беседа - Попробуйте определить жанр романа. -Как бы вы определили композицию произведения Булгакова? -Какое время охватывают события романа? -Как и благодаря чему раскрываются многочисленные герои романа? -В какой степени роман «Мастер и Маргарита» автобиографичен? -Каковы основные проблемы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Вывод: Булгаков сознательно, порой демонстративно подчеркивает автобиографичность образа Мастера. Судьба Мастера-Булгакова закономерна. В стране «победившего социализм» нет места свободе творчества, есть лишь запланированный «социальный заказ ». Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку.