«Как делаются слова?» Урок русского языка в 5 классе Составитель : Чернова Л.Н. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
5 класс Спишите, выделяя в глаголах корни, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с нулевым окончанием. Зам_лкает на минуту, ухв_титься за веревку;
Advertisements

Тема: «Состав слова. Словообразование»(повторение)6-класс. Открытый урок русского языка
Занимательные задания по русскому языку. Даны слова: банка, катится, плач, полёт, сели. В какие из них можно добавить мягкий знак так, чтобы снова получились.
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Состав слова. Порядок разбора слова по составу Определи значение слова. Выдели окончание и обозначь Найди основу Выдели корень и обозначь значком Выдели.
Морфемика 5 класс. Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор. В морфемике изучаются наименьшие значимые части.
«Сначала было слово…» Игра-конкурс для учащихся 5-6 классов Составила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 53» Новичкова Е.Ю.
приставка корень суффикс окончание Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов. Корень Это значимая.
3 класс УМК,,Школа России» авторы В.П.Канакина,В.Г. Горецкий МАОУ,,СОШ 25» Тихомирова Марина Александровна.
Тема занятия 15: «Основа. Окончание». Цель занятия: Углубить знания об основе слова и окончании.
. Классная работа.. Морфемика. Морфемы. Если знаешь части слова, то напишешь их толково!
Морфемный разбор слова Урок русского языка в 5 классе.
Знаешь ли ты русский язык Конкурс для учащихся 6 класса Логинова Н. И., учитель русского языка и литературы МОУ «Междуреченская ООШ»
КОРЕНЬ слова- значимая часть. Над словами родственными держит власть.
Добрый день! Я рада вас видеть! Начинаем урок! Желаю вам удачи, успехов!
В Толковом словаре С.И. Ожегова мы читаем определения. Орфография – правила написания слов и форм, само такое правильное написание. Словообразование –
Морфемный разбор слова Данилова Галина Алексеевна учитель русского языка и литературы МОУ «Кисловская СОШ» д. Кисловка, Томского района Томский Региональный.
1. Языковая разминка Спишите слова, разберите их по составу: 1 вариант Надробить подрубить 2 вариант Подобрать подобреть Одинаковы ли приставки в этих.
О русском по-русски Выполнила Шабаева Р.Х РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКА ФОНЕТИКА ЛЕКСИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФОЛОГИЯ КОТ В МЕШКЕ.
Суффикс Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Транксрипт:

«Как делаются слова?» Урок русского языка в 5 классе Составитель : Чернова Л.Н. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого

Как делаются слова? Все на свете состоит из чего-то: лес- из деревьев, облака- из множества водяных капелек. Вещества состоят из атомов, атомы -из более мелких частиц. «Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ. Их четыре: ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС и ОКОНЧАНИЕ. Строительная работа морфем(Г.Граник. Секреты орфографии.,с )

В «Обратном словаре русского языка» слова располагаются по алфавиту конечных букв. Приведем некоторые слова, помещенные на букву О. Про какие из них, по-вашему, нужно говорить «имеет окончание», а про какие- «оканчивается на О»? Какао самбо тоскливо рабство Небо кружево слово чувство Спасибо зарево одинаково юношество

Родственники Найдите слова с корнем ГУС-. Относится ли к ним слово ГУСЕНИЦА? Докажите, указав значение однокоренных слов. - Вы кто такие? - Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто? - Я ваша тетя- Гусеница.

Являются ли однокоренными слова ГИМН, ГИМНАСТ, ГИМНАСТЕРКА в современном русском языке? Для доказательства используйте толкования этих слов в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова. Найдите «третье лишнее» 1.Гореть,угорать,гора. 2.Горе, нагорный, горевать. 3.Пот, потолок, потливый. 4.Море, морщины, морской. 5.Боль, большой, больница. 6.Вода,водить, водник.

1.Одинаков ли морфемный состав слов ЗАВОД – «предприятие» и ЗАВОД (у часов)? 2.Выделите суффиксы в словах ЛЖИВЫЙ, ДОЖДЛИВЫЙ, ДОВЕРЧИВЫЙ. 3.Есть ли в предложениях слова с одинаковыми окончаниями? Утром мы любуемся восходом. Вечером мы любуемся закатом.

Окончание. Основа слова Прочитайте. Выделите окончания. В каких словах вы ничего не обозначили? Почему? Назовите виды орфограмм на месте пропуска букв. Хрустит под н…гами сухой сн..жок. Еще (не) св…тает, еще (не) пригрело. Еще не восход, Но от тыс..чи ног На ул..цах словно бы пот..плело. А.Яшин А.Яшин

Окончание Запишите прилагательные и существительные в данных словосочетаниях с окончаниями по нормам русского литературного языка. Окончания обозначьте. Какую ошибку вы устранили?Запишите прилагательные и существительные в данных словосочетаниях с окончаниями по нормам русского литературного языка. Окончания обозначьте. Какую ошибку вы устранили? Прозрачной тюлью, яичной шампунью, яблочной повидлой, румяный яблок, серого мыша.Прозрачной тюлью, яичной шампунью, яблочной повидлой, румяный яблок, серого мыша.

Отгадайте загадки. Запишите склоняемые и спрягаемые слова в два столбика: в первый- с нулевым окончанием, во второй- с материально выраженным. Окончание выделите. 1.Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. 1.Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. 2.Старик у ворот тепло уволок. 2.Старик у ворот тепло уволок. 3.Кто мост мостит без ножа, без топора? 3.Кто мост мостит без ножа, без топора? 4.На дворе, в холоде, горой, а в избе- водой. 4.На дворе, в холоде, горой, а в избе- водой.

Основа слова 1.Обозначьте окончание и основу каждого изменяемого слова. Докажите правильность выделения окончания. Тяжесть снега, еловую лапу, нависла над тропинкой, прыгает по ветке, с красной грудкой, кора березы.