ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дегтярев Николай Владимирович, Учитель технологии МАОУ СОШ 104 Челябинск – 2014
Цели и задачи формирования универсальных учебных действий Цель формирования универсальных учебных действий - обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках образовательной системы «Школа России». Задачи: 1. актуализация ценностных ориентиров содержания начального общего образования, необходимых для разработки рабочих учебных программ и программы внеурочной деятельности; 2. разработка механизмов взаимосвязи универсальных учебных действий и содержания учебных предметов; 3. уточнение характеристик личностных результатов, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД; 4. описание механизмов формирования УУД; 5. разработка преемственных связей формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию; 6. разработка мониторинга результатов и системы оценки сформированности УУД.
Характеристики универсальных учебных действий на ступени основного общего образования и их связь с учебными предметами. O Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки O и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в O социальных ролях, и межличностных отношениях. O Применительно к учебной деятельности следует выделять три вида личностных действий - самоопределение, смыслообразование, нравственно- O этическая ориентация.
На ступени основного общего образования можно выделить следующие показатели сформированности универсальных учебных действий: ЛичностныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативные самоопределения, смыслообразования и нравственно- этического оценивания определяется прежде всего личностной готовностью подростка к школьному обучению - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - умение сохранять заданную цель, - умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; - умение контролировать свою деятельность по результату, - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; - операция установления взаимно-однозначного соответствия; - умение выделять существенные признаки конктерночувственных объектов; - умение устанавливать аналогии на предметном материале; - операция классификации на конкретно-чувственном предметном материале. - потребность подростка в общении со взрослыми и сверстниками; -владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; -приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по общению, -умение слушать собеседника.
Алгоритм проектирования УУД в календарно - тематическом планировании O УУД должно выступать в качестве предмета обучения; выделяться в тематическом планировании каждого раздела предмета и уточняться поурочно в календарно-тематическом планировании. Таким образом, УУД должно являться инструментом или способом достижения цели и задач каждого урока. При этом учитель должен владеть видами и содержанием каждого из УУД и знать связи между ними. O Действия учителя при планировании: O 1. Выбрать УУД в соответствии с целью урока, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями учащихся. O 2. Выделить время для формирования УУД в границах учебного занятия или урока. O 3. Определить приёмы, методы, способы и формы организации деятельности учащихся для развития УУД. O 4. Спроектировать содержание деятельности учащихся для формирования УУД через использование системы разнообразных задач и средств их решения. O 5. Запланировать рефлексивные формы контроля и самоконтроля учащихся для определения уровня освоения учебного материала и УУД. O 6. Для формирования универсальных учебных действий (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) используется система учебных задач и ситуаций.
Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности. O Основное содержание «Формирование ИКТ компетентности обучающихся» реализуется средствами различных учебных предметов. Важно, чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно увязано с его применением. Тем самым обеспечивается: O ·естественная мотивация, цель обучения; O ·встроенный контроль результатов освоения ИКТ; O ·повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете; O ·формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения данного предмета.
Последовательность изготовления деталей из древесины Учитель технологии: 2013.
Аннотация Презентация предназначена для обучающихся 5 класса (мальчики), изучающих последовательность изготовления изделий из древесины по учебнику «Технология. Индустриальные технологии» 5 класс под редакцией А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко, 2013.
Цель : - ознакомление с последовательностью изготовления деталей из древесины ; - изучение основ составления технологических карт; - изучение операций, применяемых при изготовлении изделия из древесины; - развитие познавательного интереса к изучаемому материалу.
Задачи: - знать последовательность изготовления деталей из древесины; - уметь составлять технологическую карту; - уметь работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); - бережно относиться к природным и хозяйственным ресурсам.
Пример: готовое изделие - табурет Превращение исходных материалов в готовое изделие с помощью различных инструментов называют производственным процессом
Пример: изготовление ножки табурета Технологический процесс это часть производственного процесса технологические операции подготовительные технологические операции отделочные технологические операции обрабатывающие
На предприятиях технологические процессы разрабатывают технологи. Технолог устанавливает последовательность операций, выбирает вид заготовки, инструменты и приспособления, определяет квалификацию рабочего, необходимую для выполнения данной работы.
Для изготовления ножки табурета необходим чертёж Ножка табуретаМ 1:2 Древесина берёза
Рассмотрим технологический процесс
Технологическая карта это таблица в которой в упрощенном виде излагается технологический процесс изготовления детали. Составим технологическую карту изготовления детали ( на примере операции 1)
Номер операции Последователь- ность выполнения работ Изображение эскиза Инструменты, приспособления 1Выбрать заготовку Карандаш, линейка 2 ………………………………………………………………………
Вопросы 1.Что такое производственный процесс? 2.В чём отличие технологического процесса от производственного? 3.Из каких этапов состоит технологический процесс изготовления детали из древесины? 4.Какого специалиста называют технологом? Закрепление знаний
Литература: - Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана- Граф, /