Открытый урок русского языка Тема: «Состав слова. Словообразование»(повторение)6-класс
Цели урока: Образовательная: повторение и контроль знаний учащихся, повторение понятий корень,приставка,суффикс развивающая: развития умений и навыков подбора однокоренных слов и разбора слов по составу; развитие устной и письменной речи учащихся; активизация их мыслительной и творческой деятельности; формировать умение работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль;развивающая: развития умений и навыков подбора однокоренных слов и разбора слов по составу; развитие устной и письменной речи учащихся; активизация их мыслительной и творческой деятельности; формировать умение работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль; воспитательная: повышение интереса к русскому языку, воспитание у школьников любви к труду. Основная идея урока: формирование обобщенных представлений о частях слова и о словообразовании. Тип урока: урок-повторение. Метод: словесный, практический, демонстрационный.
Сказка о чудесном дереве Когда ребята остановились у поваленного сильным ветром дерева, учительница спросила: -Из каких частей состоит это дерево? Назовите эти части по-русски. -Корни, ствол, ветки, листья. -Обратите внимание на корни. Для чего корень нужен растению, вы знаете. А вот знаете ли вы, какие ещё значения имеет слово «корень»? -Знаем!- наперебой закричали ребята.- Все наши зубы имеют корни. И в каждом слове есть свой корень. -Правильно. Но тогда у меня к вам ещё один вопрос: «Чем корень слова напоминает нам корни деревьев?» Ребята задумались. -Чтобы помочь ответить на этот вопрос,- сказала Наталья Семёновна,- расскажу вам сказку о чудесном дереве. Жило-было много лет назад слово «ходить». Нашли его люди и приказали: «Будешь жить с нами!».И и поселилось слово среди людей, и стало скитаться, и попросило слово их: -Посадите меня в землю.
-Зачем?- удивились люди. -Чтобы из меня много других слово выросло: и вам будет интересней, и мне веселей. Посадили люди слово «ходить» и начали поливать его. Долго из земли ничего не росло, но наконец показалось маленький росток. Как тебя зовут, росток?- спросили люди. Ходить,- ответил он. Опять «ходить»! А где же другие слова? Будет! Вы только чаще меня поливайте. Стали люди ухаживать за ростком лучше прежнего, и превратился он в могучий ствол. А когда ствол начал ветвиться, спросили люди первую веточку: Как тебя, веточка, зовут? Приходить, -ответил она. Обрадовались люди. Вот оно новое слово. А веточка продолжала: Приходите завтра на рассвете, ещё не то увидите. Пришли люди рано утром и видят: от новой веточки ещё одна тянется. А тебя как зовут?- спросили люди. Приход,- ответила новорожденная.
На другое утро из ствола дерева опять появилась новая веточка. Её звали «уходить».Так каждый день чудесное дерево дарило людям по одному новому слову. Все эти слова были чем-то похожи на слово «ходить», но и чем-то отличались от него. А чем – подумайте сами. Вот какое дерево тогда выросло.
Найдите «третье лишнее» 1. Гореть, угорать, гора 2. Горе, нагорный, горевать 3. Пот, потолок, потливый 4. Море, морщины, морской 5. Боль, большой, больница 6. Вода, водить, водник
Найди слова с нулевым окончанием: 1.Сосна6. Яблоко 2.Язык7. Море 3.Дружба8. Школа 4.Пенал9. Друг 5.Жемчуг10. Город
Родственники - Вы кто такие? - Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто? - А я ваша тётя – Гусеница. Тётя?
Как большой дом превратить в маленький? Как топор превратить в рукоятку?
Клоуны поют: Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
1.Как большой город превратить в маленький? 2.Как из рыбы сделать рыбака? Из стола – столяра? 3.Может ли в одном слове быть два суффикса?
1. Мой корень – родственник сраженью, Приставка – в слове заявленье. В наборщике есть суффикс мой, А весь – тружусь я под землей.
2. Корнем – с дорогой роднится, В сборе приставка таится. Суффикс – как в слове дневник, Целым же – в космос проник.
Рассмотрите рисунки и прочитайте подписи к ним: переносить, вносить, выносить. К каким рисункам они относятся? Какой из глаголов обозначает движение внутрь, какой – движение наружу и какой – передвижение с одного места на другое? Какая часть слова придает глаголу носить эти значения?
Укажи слова, в которых ПРО- является частью корня : 1.Просьба6. Противник 2.Простуда7. Проверить 3.Проба8. Прохладный 4.Проходить9. Прочный 5.Прощать 10. Протанцевать
Укажи слова, в которых О, ДО- является частью корня: 1.Оружие6. Доверять 2.Окружать7. Добежать 3.Осень8. Доброта 4.Одарить9. Досуг 5.Очаг 10. Доверие
Заключение урока Тест1-вариант,2-вариант
Домашнее задание упражнение 5,6 стр 80 Оценивание учеников.