Пермский звериный стиль Пермский звериный стиль п.Майский, 2011 г. МБОУ «Майская СОШ» Автор: Мартюшева О.М., учитель географии
Пермский звериный стиль Своеобразное искусство создания предметов с изображениями животных и человека из металла, дерева, бересты, кости, керамики, кожи, меха, развивающееся с эпохи неолита до позднего средневековья на территории Урала. Искусство металлического литья, расцвет которого приходится на III – VIII вв.
Пермский звериный стиль Название «Пермский звериный стиль» условно, его приняли первые исследователи, т.к. многие произведения были впервые найдены на территории древней Пермской земли. Большинство произведений пермского звериного стиля найдено на территории в могильниках и местах, где совершались религиозные обряды.
Пермский звериный стиль Содержание и художественную специфику звериного стиля составляют изображения медведя, лося, бобра-ящера, коня, лебедя, утки, змеи.
Пермский звериный стиль Большинство произведений пермского звериного стиля имело культовое значение, их использовали для украшения костюма, орудий труда, утвари, конской упряжи. Основная коллекция произведений пермского звериного стиля хранится в музеях Пермского края, Государственном историческом музее (Москва), Государственном Эрмитаже (Санкт- Петербург).
Образ лося Могучий лесной великан. Источник питания, одежды, обуви. От него зависела жизнь и благополучие древних охотников.
Образ медведя Хозяин тайги. Образ медведя связан с пережитками тотемизма. Тотемизм – это вера в сверхъестественную связь группы людей с определенным зверем. Животное считалось мифическим предком – покровителем рода.
Образ утки Прародительниц а всех людей и Земли. По мифам коми и удмуртов именно утка достала со дна Мирового океана Землю, породила верховных богов: Владыку неба и добра Ена (Инмара) и владыку злых сил Куля (Омоля).
Образ человека Образ человека появляется в гляденовские времена, но особенно их много с период средневековья. Изображения человека связаны с развитием земледелия как основной формы хозяйства.
Среди изображений исследователи отличают изображения фантастических существ: человеко- лосей, человеко-птиц. Некоторые авторы видят в таких изображениях образ шамана – человека, являющегося посредником между миром людей и духов.
Пермский звериный стиль Особый интерес вызывают изображения фантастических существ: грифонов, крылатых псов, ящеров, занесенных в наш звериный стиль из восточного искусства.
Культовые обряды Культовые обряды совершались на кладбищах, на специальных жертвенниках, в труднодоступных местах, в отдалении от жилья. Поэтому они очень редко обнаруживаются археологами.
Культовая площадка
Многие предметы, приносимые в жертву богам и являющиеся обязательным атрибутом древних святилищ, жители средневекового Прикамья получали в результате обмена с соседями. В VII – IX вв. устанавливаются связи с далеким Ираном, откуда в обмен на драгоценные камские меха в Прикамье стали поступать серебряные изделия: посуда и монеты.
Ценность этих вещей не только в том, что они рассказывают о торговых связях древних пермяков. Они так же как и изделия пермского звериного стиля рассказывают о духовной культуре жителей древнего пермского края.
Местные жители использовали эти вещи не как украшения, а скорее как культовые вещи. Серебро считалось небесным, освещенным металлом. Круглые блюда и чаши символизировали Луну и Солнце.
Восточных и византийских серебряных сосудов в Прикамье найдено около двухсот. Большая часть этих находок хранится сейчас в Эрмитаже, однако часть подлинных вещей выставлены в залах Пермского, Соликамского и Чердынского музеев.