Курные избы Ошевенска Автор-составитель презентации Большаков С. В.
В Архангельской области немало сел и деревень, которые являются своеобразными природными и архитектурными заповедниками. Готовым заповедником является Ошевенская слобода по реке Чурьеге на Каргополье. Слобода получила своё название от имени её основателя Никифора Ошевни (XV век).
Курные избы в конце XIX века были довольно широко распространены по всему Северу, но сохранились до сего времени только в Ошевенской слободе. Как объясняют преимущества рудных (курных, чёрных изб)? Одни объясняли приверженность ошевенцев к этому типу жилища тем, что рудные избы служили дольше. Женщины приводили другой довод: в курной избе было тепло. Говорили, что в избе, где печь топилась по-чёрному, просушивать одежду, обувь, сети было удобно. Сети, например, пропитываясь дымом, служили в пять раз дольше тех, что просушивались на воздухе.
Своеобразным крыльцом для ошевенских изб чаще всего служил большой камень-валун. Камень не обрастал сугробами при снежных заносах. У входа располагали курную печь, массивную, глинобитную. Над ней в стене было волоковое отверстие – в него выходил дым.
На крыше находился красивый дымник.
Вдоль стен идут лавки, над ними по периметру полки- воронцы, от печи к стене перекинуты три жерди «вешалы» для сушки сетей, одежды. Воронцы не давали дыму опустится вниз, служа своеобразной границей, отделяющей нижнюю часть избы от её закопченного верха. Стены до воронцов мыли с дресвой, отчего дерево приобретало золотисто- желтоватый оттенок. Потолок был чёрным.
В красном углу стоял обеденный стол с самоваром, над ним божница с иконами. Рядом висит зыбка для младенца.
Место за печью – прилуб – отделялось от избы шкафом-заборкой. В прилубе находилась домашняя утварь и посуда.
Экспозиция Архангельского Государственного музея деревянного зодчества и народного искусства
Зимой в избе стоял ткацкий стан, а на лавках лежали прялки. Освещалась изба берёзовой лучиной. Спали на лавках и печи. Пространство избы можно разделить на несколько частей: зона около дверей – мужская; зона у печи – зона хозяйки; место за печью – здесь хозяйка готовила пищу; в «красном» углу семья обедала, здесь принимались гости.
На лето семья обычно перебиралась в горницу. Горенка отличалась особой чистотой. Внизу под горенкой нередко располагалась зимняя изба- заднюха с русской печью. Значит ошевенцам была знакома белая печь! В более поздние времена, когда белые печи полностью вытеснили черные, многие хозяева на крыше рядом с кирпичной трубой оставляли дымник.
В курных избах была очень эффективная система удаления дыма. Это потолок высотой 3-4 метра, воронцы, волоковое отверстие. Основным строительным материалом в Ошевенске служили ель и сосна, а основными инструментами – топор и долото. Построить дом на севере мог каждый крестьянин, а украсить его резьбой мог только мастер.
1 – подвал, 2 – помещение для хранения продуктов, 3 – проходное помещение, 4 - зимняя изба, 5 – проход во двор, 6-10 – хлева, 11 – чёрная изба, 12 – сени, 13 – горенка, 14 – клеть, 15 – ход во двор, 16 - сеновал Хозяйственные помещения по площади превосходили жилые.
К концу XIX века рудная изба достигла вершины развития и…исчерпала себя. Чёрную печь XX век не принимал. Вместе с печью уходил целый мир, своеобразный, неповторимый. Но Ошевенск оставил нам немало курных изб, не затронутых никакими переделками.
Несколько рудных изб перевезли в Малые Корелы. Ошевенская слобода – тоненький исток нашей северной русской культуры.
Литература Летописец севера. Историко-краеведческий сборник. - Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, Заповедный Север. Архитектура. Искусство. Ландшафт. Альбом. – М.: Советская Россия, 1987.