Подготовил ученик 9 б класса МОУ « Первомайская сош » п. Первомайский Тамбовской области Свиридов Артём Учитель русского языка и литературы Халяпина Л. Н.
Родился 6 марта 1929 г. в Сухуми, в семье ремесленника. Окончил среднюю школу, получил библиотечное образование. В е Искандер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт, который оканчивает в Уже в студенческие годы начинает печататься ( первые публикации в 1952). Пишет стихи. Работает журналистом в Курске, затем в Брянске. В редактор в абхазском отделе Госиздата. Первые стихотворные сборники - " Горные тропы " (1957), " Доброта земли " (1959), " Зеленый дождь " (1960) и другие - получают хорошие отзывы критиков и признание читателей. С 1962 его рассказы начинают публиковать журнал " Юность " и " Неделя ". В 1966 из этих рассказов автор собирает первую книгу " Запретный плод ".
Однако по - настоящему широкую известность ему приносит публикация в " Новом мире " " Созвездия Козлотура " (1966). Тепло были встречены рассказы и повести : " Летним днем " (1969), " Дерево детства " (1970). Особый интерес к его творчеству вызвал цикл новелл " Сандро из Чегема " (1973).
Перу Искандера принадлежат детские рассказы - "День Чика" (1971) и "Защита Чика" (1983), легшие в основу книги рассказов "Детство Чика" (1993). В 1982 в журнале "Юность" вышло произведение писателя - "Кролики и удавы", имевшее необыкновенный успех. В 1987 он опубликовал книгу стихов "Путь"; в повесть "Стоянка человека"; в книгу публицистики "Поэты и цари"; в "Стихотворения" и роман "Человек и его окрестности". Ф. Искандер живет и работает в Москве.
« Школьный вальс, или Энергия стыда » Повесть « Школьный вальс, или Энергия стыда » - автобиографическая, в ней Фазиль Искандер описывает свое детство в Сухуми, рассказывает о своих родственниках и соседях ( очень колоритных личностях ), описывает события, связанные с репрессиями 30 х годов, которые затронули его отца.
Из повести мы узнаём, что герой её, т. е. Фазиль Искандер, с трудом пошёл в школу, и не потому, что не хотел учиться : наоборот, к первому классу он умел неплохо читать, да и стремление к учёбе у него было. Но у него был старший брат, который учился очень плохо, чуть не до слёз доводя учителей, поэтому и младшего брата принимать в школу не хотели. Однако после того, как он туда был принят, его желание учиться пошло на спад – школа принесла ему лишь разочарование. Он ещё некоторое время продолжал учиться на хорошие оценки, но вскоре скатился до троек и двоек, к величайшему сожалению своей тёти, которая очень гордилась племянником - отличником.
На протяжении всей повести герой постоянно усваивает новые для него правила жизни. Например, в эпизоде с походом в гости к дяде Шуре, во время которого Фазилю с сестрой предлагали бутерброд с салом. И Фазиль, и сестра были мусульманами ( т. е. по религиозным соображениям не могли есть сало ). Однако сестра всё - таки съела предложенный бутерброд.
Дома Фазиля встретила ещё одна неприятность: отец купил новые тетради и поровну разделил их между 3 детьми, несмотря на то, что лучше всех в семье учился Фазиль, а брату и сестре, как он считал, тетради ни к чему. Фазиля такое деление обидело, и он рассказал отцу о том, что сестра ела сало. Однако к его, Фазиля, удивлению, отец не стал ругать сестру, но очень рассердился на самого Фазиля за то, что тот фактически предал свою сестру.
Один из ярких персонажей повести – дядя Самад, «опустившийся юрист», как описывает его сам Искандер. Теперь он сидел в кофейне и помогал за небольшие деньги (или за выпивку) составлять прошения и заявления. В конце дня Фазиль ходил встречать пьяного дядю, чтобы помочь ему избежать различных неприятностей.
В повести мы узнаём о тех радостях и переживаниях, которые испытывал Фазиль Искандер в детстве, узнаём о тех открытиях, которые он для себя делал.
Язык, которым написана повесть, понятен каждому, поэтому читать повесть легко и приятно. Яркие образы героев и достоверно воссозданная атмосфера Кавказа 30х годов пробуждают в читателе желание снова перечитывать повесть, обращая внимание на детали, ранее остававшиеся незамеченными.
Повесть « Школьный вальс, или Энергия стыда » занимает достойное место в творчестве Фазиля Искандера, наряду с такими произведениями, как « Сандро из Чегема », « Стоянка человека », « Кролики и удавы », « Созвездие Козлотура ».