Технология проектного обучения
Технология проектного обучения альтернативная технология, которая противопоставляется классно - урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.
В полной форме работа над проектом проходит шесть стадий : подготовка, планирование, исследование, выводы, представление или отчет, оценка результата и процесса.
Преподаватель превращается в консультанта : - помогает обучаемым в поиске источников ; - сам является источником информации ; - поддерживает и поощряет учащихся ; - координирует и корректирует весь процесс ; - поддерживает непрерывную обратную связь.
Эффективность применения проектной деятельности 1) происходит развитие творческого мышления, 2) качественно меняется роль педагога : устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. 3) вводятся элементы исследовательской деятельности ; 4) формируются личностные качества воспитанников ( в групповых проектах, в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение ; 5) формируются личностные качества способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
Типологические признаки 1. Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ознакомительно - ориентировочная и пр. 2. Предметно - содержательная область : монопроект ( в рамках одной области знания ) и межпредметный проект. 3. Характер координации проекта : непосредственный ( жесткий, гибкий ), скрытый ( неявный, имитирующий участника проекта ). 4. Характер контактов ( среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира ). 5. Количество участников проекта. 6. Продолжительность выполнения проекта.
Виды проектов Досуговые проекты Каникулярные проекты Педагогическое проектирование Проектно - созидательные технологии Квест - проект
Досуговые проекты. В общем виде они включают предварительную разработку основных компонентов предстоящей деятельности педагогов и воспитанников, которые могут быть встроены в более широкую систему подготовки к организации отдыха, но могут стать вполне самостоятельным процессом. В результате рождаются разные виды проектов.
Каникулярные проекты Под каникулярным проектом подразумевается определенный документ, в котором описывается с разной степенью точности и в разных масштабах процедура создания и действия педагогических систем, процессов, ситуаций, развивающихся и функционирующих в каникулярное время. Таким документом может быть концепция воспитательной работы школы в каникулярное время, сценарий какой - либо педагогической акции, план работы на смену, положение о детском фестивале и др.
Педагогическое проектирование Логика педагогического проектирования в пространстве отдыха аналогична общей логике проектной деятельности. Специфика заключается в формате каникулярного проекта, который жестко « привязан » к регламенту организации жизни лагеря ( период смены ), к определенному времени года, на которое выпадают каникулы, к территории, на которой располагается место отдыха.
Проектно - созидательные технологии Для системы дополнительного образования большое значение имеют проектно - созидательные технологии. При использовании таковых основой учебного процесса становится усвоение как знаний, так и способов самого усвоения, становление познавательных сил и творческого потенциала школьника. Они основаны на деятельностном принципе. В таких технологиях происходит « вживание » в окружающий мир, интеграция гуманитарной и естественнонаучной культур. Они развивают творческое, критическое мышление, умение разрабатывать и решать проблемы, принимать решения, делать выбор, сотрудничать в коллективе. В их основе лежит диалог. Знания, умения, навыки в них рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития личности обучаемого в контексте освоения им жизненного и социокультурного опыта.
Квест - проект Цель реализации объединение опыта участников для постановки творческой задачи, выбора методов ее реализации и преодоления трудностей, возникающих в процессе ее решения. Эмоциональная отзывчивость делает детей наиболее активными участниками квест - проектов. При его реализации учащиеся учатся коллективному взаимодействию, избавляясь от личностной неуверенности, создавая позитивную зависимость участников коллективного проекта. Важнейшей особенностью квест - проекта является его игровая направленность. Внешне развлекательный квест - проект на самом деле выполняет серьезные задачи, помогает подросткам приобщаться к нормам и ценностям общества, адаптироваться к условиям окружающей среды посредством освоения диалектики общения, приобретая навыки межличностного сотрудничества.