Технологии организации внеурочной деятельности в основной школе
Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо.
Задача, стоящая перед школой– это формирование человека, который бы смог самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения и их реализовывать
В учебном плане образовательного учреждения отражается : состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, а также внеурочную деятельность; максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся; направления внеурочной деятельности.
Направления внеурочной деятельности Форма организации внеурочной деятельности Кол-во часов (по классам) 5678 Спортивно- оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Задачи, решаемые внеурочной деятельностью - оптимизирование учебной нагрузки обучающихся -улучшение условий для развития ребенка -учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся -создание условий для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья -формирование коммуникативной, этнической, социальной компетентности школьников -формирование у детей социокультурной идентичности -развитие личностных качеств на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности -развитие творческого мышления
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: Физкультурно-спортивное духовно - нравственное социальное общеинтеллектуальное общекультурное
Формы экскурсии кружки секции конференции диспуты школьные научные общества олимпиады соревнования поисковые и научные исследования социальные проекты общественно полезные практики и др.
Было Есть В старых стандартах не было понятия «внеурочная деятельность». После уроков большинство детей самостоятельно планировали свою деятельность.. В новых ФГОСах время, отводимое на на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением. Дети сами выбирают, чем хотят заниматься в это время посещать творческие кружки и спортивные секции или участвовать в научных семинарах и ходить на экскурсии
Предметные областиУчебные предметы классы Кол-во часов в неделю ОБЖ 56789Всего Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности 1113 Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательного процесса 3, ,5 Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) *
Учебный план образовательного учреждения Часть, формируемая участниками образовательного процесса (секции, школьные научные общества, научные исследования) Дополнительное образование образовательного учреждения Организация кружков, спортивно- оздоровительных секций, поисковых и научных исследований и т.д.. Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД Организация деятельности как на базе образовательных учреждений, так и на базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры Группы продлённого дня Деятельность воспитателей ГПД, например в рамках «школы полного дня» Классное руководство Деятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.) ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Модели внеурочной деятельности модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения)
Модель дополнительного образования. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору.
Модель «школы полного дня». создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня; содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов; создание здоровьесберегающей среды, оптимизация двигательной активности, организация рационального питания, работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей; построение индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении.
Оптимизационная модель Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель- логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.
Направления внеурочной деятельности Форма организации внеурочной деятельности Кол-во часов Общий объем (в часах) Спортивно- оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Итого