Советы родителям в помощи детям при формировании грамотного письма
Рисуем определенные предметы; например арбуз и мышь, а затем «продаем» их, рекламируя по каждой букве: А- ароматный М – маленькая; Р - рубиновый; Ы– ы- ы! Б- большой; Ш – шуршит; У- укатить домой; Ь- мягкая шубка. З – звонкий; «Магазин»
«Кузовок» Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, порок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок... Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет... Соответственно собирать тогда будем слова на - ина, -ка, -ик и -ет. Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется...» (картина, балерина, малина); «Вот коробка, смотрим, что (лодка, бородка, сковородка); «Вот ящик, скорей клади туда, (мячик, ларчик, мальчик;); «Вот большой-большой пакет. Клади в него –( табурет, билет.)
«Арабское письмо» Ведущий диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строчки- и наоборот, то есть задом наперед, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение «В океане живет необычная рыба рыба-ёж», написанное «по- арабски», должно выглядеть так: «же-абыр абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В».
«Древнерусское письмо» Ведущий диктует слова, которые ребёнок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом:...тв...жн...й М...ш... б...ж...т...т м..ш.... Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: о……а……ый …и...а …е…и… о.....ы...и.
«Неудачный робот» Перед началом работы распределяем роли. Ребенок становится роботом, взрослей конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. При выборе материала и способа записи родитель должен исходить из существующей проблемы: если ребенок не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так; по_ _ _ _ _ _ _ _ _,_ _ _ _де_ _ _ _ __, _ _ _ _ _ _ _ _ _ ик.
«Волшебный диктант» В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем как «X», слова с гласной «е» «0 », остальные «/». Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи в небе» выглядит: / X / / X / 0. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (например, и - у, и - ц, ц - ч, ш - щ, ё - ю и т. п.).
«Словесный мяч» Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус слово окно и т. д.. Мы это предложение модифицировали: во-первых, действительно используем мячик, вместе со словом противнику, во-вторых, называем только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, да третью с конца и т. п..
Запоминание словарных слов «Объяснение значение слова» «Орфографическое чтение вслух». Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это просто необходимо, потому что дети помогают себе, проговаривая слова при письме именно так, как они пишутся, и неосознанно выбирают тот вариант, который подходит и с тем, который слышали. Не карабль, не кораболь, а именно кОраБЛь.
«Записать по памяти.» «Проверить по образцу». Если есть ошибки, необходимо самостоятельно их исправить, зачеркнув неверную букву и надписать сверху верную, а рядом еще раз прописать слово, проговаривая его.
Способы, облегчающие запоминание словарных слов Образное представление словарного слова: картинка, картинка в графическом оформлении слова, семантическая картинка Сначала надо объяснить ребенку, как надо рисовать картинку на что обращать внимание. Вот после этого ребенок пусть сам фантазирует
Семантическая карта
Способы запоминания и проверки словарных слов Лучшему запоминанию словарных слов способствует орфографическое проговаривание слова, написание его в воздухе пальчиком, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа, при этом слово нужно написать на потолке или противоположной стене. Кроме того, существует несколько игр и упражнений, разработанных специально для запоминания парных слов.
Запоминание слова по сетке Написать слово крупными печатными буквами. Подчеркнуть каждую букву. В О К З А Л Через некоторое время стереть буквы. Задача ребенка назвать буквы, можно вразброс.
«Устный кроссворд» Предложите ребенку узнать слова. Вы называете определенные буквы, а ребенок называет слово и записывает его. Но не следует давать определения, представленные в академических словарях. Например, архитектурное сооружение, предназначенное для подъема или спуска пешком. Что это? (Лестница.) При выполнении такого упражнения актуализируется знания слова, закрепляется связь значения с акустическим образом слова.
«Древнерусское письмо» Воие (велосипед), аоаоия (лаборатория), оио (горизонт), трртр (территория), прфсср(профессор).
Список словарных слов,распределенных тематически (1 -5 классы) Улица: улица, аллея, фонтан, здание, завод, фабрика, аптека, библиотека, метро, памятник, канава, песок, овраг. Транспорт: транспорт, автобус, трамвай, троллейбус, корабль, вагон, ракета, комбайн. Квартира: квартира, адрес, лестница, коридор, комната, кровать, диван, кресло, табурет, мебель, предмет, порядок, шифоньер, стеллаж, картина, портрет, коллекция.