Сочинение-описание интерьера по литографии В. П. Стасова «Актовый зал Лицея» Сочинение-описание интерьера по литографии В. П. Стасова «Актовый зал Лицея» Урок развития речи Солодских Елена Павловна - учитель I квалификационной категории.
Актуальность Работа с живописью дает возможность обучить эффективному речевому общению, расширить культурный кругозор учащихся, соединить обучение с морально-нравственным воспитанием, Работа с живописью дает возможность обучить эффективному речевому общению, расширить культурный кругозор учащихся, соединить обучение с морально-нравственным воспитанием, использование информационно- коммуникационных технологий задает эмоциональный тон уроку, активизирует мотивацию. использование информационно- коммуникационных технологий задает эмоциональный тон уроку, активизирует мотивацию.
Цели урока: подготовить учащихся к сочинению-описанию интерьера; подготовить учащихся к сочинению-описанию интерьера; обогатить лексику учащихся словами на темы: «Интерьер», «Экскурсия»; обогатить лексику учащихся словами на темы: «Интерьер», «Экскурсия»; познакомить учащихся с составлением рассказа- экскурсии по картине; познакомить учащихся с составлением рассказа- экскурсии по картине; научить проведению экскурсии с опорой на текст по искусству; научить проведению экскурсии с опорой на текст по искусству; закрепить знания о научно-популярном стиле речи и тексте-описании с элементами повествования. закрепить знания о научно-популярном стиле речи и тексте-описании с элементами повествования.
Предварительная словарно-стилистическая работа
Составить предложения со следующими словами и словосочетаниями интерьер, лицей, литография интерьер, лицей, литография аллегорические фигуры (аллегория иносказание изображение отвлеченной идеи посредством образа); аллегорические фигуры (аллегория иносказание изображение отвлеченной идеи посредством образа); связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев сила, власть и царственность); связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев сила, власть и царственность); олицетворяющие (означающие); олицетворяющие (означающие); античность (древность); античность (древность); богиня Афина (в греческой мифологии богиня войны и победы, мудрости, знаний, искусств и ремесла, покровительница города Афин); богиня Афина (в греческой мифологии богиня войны и победы, мудрости, знаний, искусств и ремесла, покровительница города Афин); архив (совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждения); архив (совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждения); фехтование фехтование
Выписать в тетрадь только имена собственные Александр Сергеевич Пушкин, Александр Сергеевич Пушкин, музей, музей, поэт, поэт, Царскосельский лицей, Царскосельский лицей, документ, документ, Гаврила Романович Державин, Гаврила Романович Державин, Отечественная война, Отечественная война, Иван Иванович Пущин Иван Иванович Пущин
Подобрать синонимы к следующим словам: зал, зал, паркет; паркет; зодчий; зодчий; парадный; парадный; орнамент орнамент
Лицей
Из истории… Название учебного заведения лицей возникло в глубокой древности. Одна из окраин греческого города Афины некогда называлась Ликей. Здесь стоял храм Аполлона, бога покровителя поэзии, музыки, искусства.
Лицей в Царском Селе Лицей в Царском Селе, в котором как раз учился А. С. Пушкин, был первым в России. Лицей в Царском Селе, в котором как раз учился А. С. Пушкин, был первым в России. Позднее открылись и другие лицеи привилегированные мужские средние или высшие (юридические) учебные заведения. Позднее открылись и другие лицеи привилегированные мужские средние или высшие (юридические) учебные заведения. Но лишь Царскосельский лицей годов оставил наиболее яркий след в истории русской культуры. Но лишь Царскосельский лицей годов оставил наиболее яркий след в истории русской культуры.
А. С. Пушкин всю жизнь хранил в своем сердце лучшие воспоминания о лицейских годах, о наставниках и первых друзьях, потому что для Пушкина Лицей отождествлялся с юностью.
В Лицее родилась вдохновенная муза поэта, и здесь его предшественник в русской поэзии Державин благословил ее на рождение. В Лицее родилась вдохновенная муза поэта, и здесь его предшественник в русской поэзии Державин благословил ее на рождение. В Лицее окрепла дружба с Иваном Пущиным В Лицее окрепла дружба с Иваном Пущиным
8 января 1815 года здесь состоялся экзамен: лицеисты переходили с младшего курса на старший. 8 января 1815 года здесь состоялся экзамен: лицеисты переходили с младшего курса на старший. Пятнадцатилетний Александр Пушкин в переполненном зале в присутствии прославленного поэта Гавриила Романовича Державина читал свое глубоко патриотическое произведение, гимн народу-победителю в Отечественной войне «Воспоминания в Царском Селе». Пятнадцатилетний Александр Пушкин в переполненном зале в присутствии прославленного поэта Гавриила Романовича Державина читал свое глубоко патриотическое произведение, гимн народу-победителю в Отечественной войне «Воспоминания в Царском Селе». В этот день Пушкин был признан поэтом. В этот день Пушкин был признан поэтом. 8 января 1815 года здесь состоялся экзамен: лицеисты переходили с младшего курса на старший. 8 января 1815 года здесь состоялся экзамен: лицеисты переходили с младшего курса на старший. Пятнадцатилетний Александр Пушкин в переполненном зале в присутствии прославленного поэта Гавриила Романовича Державина читал свое глубоко патриотическое произведение, гимн народу-победителю в Отечественной войне «Воспоминания в Царском Селе». Пятнадцатилетний Александр Пушкин в переполненном зале в присутствии прославленного поэта Гавриила Романовича Державина читал свое глубоко патриотическое произведение, гимн народу-победителю в Отечественной войне «Воспоминания в Царском Селе». В этот день Пушкин был признан поэтом. В этот день Пушкин был признан поэтом.
Определение Литография это способ плоской печати, где печатной формой служит поверхность камня (известняка), на которую жирной литографской тушью или карандашом наносится изображение.
Литография В. П. Стасова «Актовый зал Лицея»
Интерьер архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания.
Как бы вы чувствовали себя, если бы вам довелось сдавать свой первый экзамен в помещении, которое изображено на литографии?
Что сразу бросается в глаза, когда смотришь на этот громадный зал?
Какого цвета стулья?
Что изображено непосредственно на столе?
Какие еще детали в интерьере актового зала красного цвета или его оттенков?
Что еще вы можете сказать про окна?
Где вы видите роспись?
А что вы можете сказать про потолок? Попробуйте описать его.
Посмотрите, какие необычные люстры существовали в те времена, когда жил и учился А. С. Пушкин! Попробуйте их описать. Нижняя часть люстры плоская, похожая на тарелку, а верхняя – на якорь. Нижняя часть люстры плоская, похожая на тарелку, а верхняя – на якорь.
Давайте повнимательнее рассмотрим пол. Попробуйте его описать. Полотер тот, кто до блеска натирает паркет, следит за ним.
Что еще мы не заметили в этом большом зале? О чем мы забыли сказать?
Игра «Экскурсия» «В начале жизни школу помню я...»
Определения Экскурсоводами называют людей, рассказывающих о каких-либо исторических памятниках, литературных местах и т. д Слушателей экскурсии называются экскурсантами.
Опорные слова: Торжественно, парадно Торжественно, парадно Длинный стол с ярко-красной скатертью Длинный стол с ярко-красной скатертью Бордовые стулья Бордовые стулья Канделябр Канделябр Тяжелые портьеры малинового цвета Тяжелые портьеры малинового цвета Зеркала с лепниной Зеркала с лепниной Роспись Роспись Розоватый потолок Розоватый потолок Нижняя часть люстры плоская, похожая на тарелку, а верхняя – на якорь Нижняя часть люстры плоская, похожая на тарелку, а верхняя – на якорь Пол напоминает шахматную доску Пол напоминает шахматную доску Мощные колонны, подпирающие потолок Мощные колонны, подпирающие потолок
План экскурсии: 1. Общее представление о помещении. 2. Описание элементов интерьера: а) мебель, б) окна, в) роспись, г) потолок, д) люстры, е) пол, ж) колонны. 3. Выводы (оценка).
Попробуйте описать
Домашнее задание Написать сочинение: 1. «Экскурсия «В начале жизни помню школу я...» (представьте себе, что вы действительно побывали на экскурсии в актовом зале Лицея, опишите интерьер, что показалось вам наиболее интересным); 2. Описать литографию В. П. Стасова «Актовый зал Лицея».
Эффективность В игре «Я - экскурсовод» учащиеся имеют возможность проявить себя, выступить в роли лидера, что соответствует детской психике, приносит чувство удовлетворения. В игре «Я - экскурсовод» учащиеся имеют возможность проявить себя, выступить в роли лидера, что соответствует детской психике, приносит чувство удовлетворения. Представленная речевая ситуация приближает условия обучения к естественным условиям общения. Представленная речевая ситуация приближает условия обучения к естественным условиям общения.
Литература 1.Сочинение по картине в 6-м классе: Метод. пособие Л.А. Ходякова, Е.В.Кабанова; Под ред.проф. Л. А. Ходяковой.- М.:ООО « Издательство Астрель», ООО « Издательство АСТ», Сочинение по картине в 6-м классе: Метод. пособие Л.А. Ходякова, Е.В.Кабанова; Под ред.проф. Л. А. Ходяковой.- М.:ООО « Издательство Астрель», ООО « Издательство АСТ»,2004
Контакты Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 10 Имени Героя России Игоря Свиридова города Липецка Заместитель директора по воспитательной работе Солодских Елена Павловна, учитель русского языка и литературы Телефон :