( языковой портрет )
В момент одного из творческих взлетов – в 1916 году – М.Цветаева написала об «уступчивости речи русской»: И думаю: когда-нибудь и я, Устав от вас, враги, от вас, друзья, И от уступчивости речи русской, – Надену крест серебряный на грудь, Перекрещусь – и тихо тронусь в путь По старой по дороге по Калужской.
Своеобразие индивидуального ритма Цветаевой Повышенная музыкальность, повышенная выделенность слова Каждый стих произносится толчками, стремясь врезать отдельные слова в сознание читателя. Отсюда пристрастие к тире. Такой ритм захватывает. В огромном городе моем - ночь. Из дома сонного иду - прочь И люди думают: жена, дочь. А я запомнила одно: ночь. Июльский ветер мне метет - путь, И где-то музыка в окне - чуть. Ах, нынче ветру до зари - дуть Сквозь стенки тонкие груди - в грудь. Есть черный тополь, и в окне - свет, И звон на башне, и в руке - цвет, И шаг вот этот - никому - вслед, И тень вот эта, а меня - нет. Огни - как нити золотых бус, Ночного листика во рту - вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам - снюсь. (Москва, 17 июля 1916)
Стиховая ткань произведений М.Цветаевой пронизана сквозными повторами по горизонтали строк и вертикали строф. Обилие повторов делает речь музыкально ощутимой, рождает музыку стиха. В то же время повторы у Цветаевой способствуют выделению элементов речи.
Звуковые повторы По убеждению М.Цветаевой, истинный смысл, отражающий в слове Сущность вещей, извлекается поэтом из созвучий. Близкие по звучанию слова нередко проходят через весь текст стихотворения. Это всегда ключевые по смыслу слова, определяющие содержание текста. повторы гласных (ассонансы) повторы согласных (аллитерации) повторения определенных сочетаний звуков (И на тебя с багряных облаков Уронит Богородица покров) целой цепочки звуков в соседствующих словах: Торжественными чужестранцами Проходим городом родным.
Наличие внутренней рифмы, строящейся по вертикали: Другие – с очами / и с личиком светлым, А я-то ночами / беседую с ветром. (два полустишия) Так, в скудном / труженичестве/ дней, Так, в трудной / судорожности / к ней, Забудешь / дружественный / хорей Подруги / мужественной/ своей. (три полустишия)
Повторы морфем ПРЕФИКС Б. Пастернаку Рас- стояние: версты, мили... Нас рас- ставили, рас- садили, Чтобы тихо себя вели, По двум разным концам земли. Рас- стояние: версты, дали... Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это – сплав Вдохновений и сухожилий... Не рассорили – рассорили, Расслоили... Стена да ров. Расселили нас, как орлов – Заговорщиков: версты, дали... Не расстроили – растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж – ну который – март?! Разбили нас – как колоду карт! КОРЕНЬ СЛОВА Из сокровищницы подобий Вот тебе – наугад – гаданье: Вне телеграмм (простых и строчных Штампованностей постоянств!), Весною стоков водосточных И проволокою пространств. В рифмующихся словах: Квиты: вами я объедена, Мною – живописаны. Вас положат – на обеденный, А меня – на письменный.
Лексические повторы И под медленным снегом стоя, Опущусь на колени в снег, И во имя твое святое Поцелую вечерний снег... В этих стихах к А.Блоку повторение слова снег превращает его в многозначный символ. -символика самого Блока, -холод в его облике и в облике его города, -холод дистанции, -даже погода Петербурга. Броня холода, скрывающего «тайный жар», – вот глубинный смысл этого символа. «Тайный жар» внутренне связывает Цветаеву с Блоком. «Август» Август – астры, Август – звезды, Август – грозди Винограда и рябины Ржавой – август! Полновесным, благосклонным Яблоком своим имперским, Как дитя, играешь, август. Как ладонью, гладишь сердце Именем своим имперским: Август! – Сердце! Месяц поздних поцелуев, Поздних роз и молний поздних! Ливней звездных – Август! – Месяц Ливней звездных!
- Синтаксические повторы Для мышления Цветаевой особенно характерны сопоставления и противопоставления, нередко охватывающие весь текст: Я – страница твоему перу. Все приму. Я белая страница. Я – хранитель твоему добру: Возращу и возвращу сторицей. Я – деревня, черная земля. Ты мне – луч и дождевая влага. Ты – Господь и Господин, а я – Чернозем – и белая бумага! Многие стихи с синтаксическими и лексическими повторами звучат как заклинания. Вот две строфы из стихотворения «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес»: Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес – моя колыбель и могила – лес, Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой, Оттого что я о тебе спою – как никто другой. Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей, У всех золотых знамен, у всех мечей, Я закину ключи и псов прогоню с крыльца – Оттого что в земной ночи я вернее пса.
Цветаева образовала множество новых слов и создала индивидуальные синтаксические модели предложений, в частности – неполных предложений с пропуском глагола. Типичны для синтаксиса Цветаевой предложения, где не называются действие и деятель, но присутствуют лишь признаки действия и сопровождающие действие обстоятельства, часто деепричастные обороты употребляются самостоятельно, без обозначения главного действия Есть стихотворение (из цикла стихов «Ученик»), состоящее из одних обстоятельств: По холмам – круглым и смуглым, Под лучом – сильным и пыльным, Сапожком – робким и кротким – За плащом – рдяным и рваным. По пескам – жадным и ржавым, Под лучом – жгущим и пьющим, Сапожком – робким и кротким – За плащом – следом и следом. По волнам – лютым и вздутым, Под лучом – гневным и древним, Сапожком – робким и кротким – За плащом – лгущим и лгущим.
Перенос строки Речь выплескивается за пределы стихотворной строки, переходя в следующую. Тесно связанные слова оказываются в разных строках. Не надо мне белым По черному – мелом доски! Почти за пределом Души, за пределом тоски...
Главная особенность Цветаевой как поэта – глубокое погружение в жизнь языка, одержимость стихией речи, ее динамикой, ее ритмами. Одновременно это и погружение в стихию образов – образы русского фольклора, русской языческой мифологии, античной мифологии, библейские образы, образы мировой литературы и др. Образы выражают себя в слове, в речи. Точнее всего о себе сказала сама М.Цветаева: Поэт – издалека заводит речь. Поэта – далеко заводит речь.