Адаптационный период для первоклассников
Значение слова « адаптация » Термин " адаптация " имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Это готовность ребёнка к школе физиологическаясоциальнаяпсихологическая Понятие слова «адаптация»
Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
волевую Личностно- мотивационную учебно- познавательную.
Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств : 1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению : желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться. 2. Принятие учебной задачи : понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи. 3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения : уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения. 5. Управление деятельностью : планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию. 4. Информационное отношение : обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.
Задачи адаптационного периода для первоклассников: помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник не школьник); ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии; научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости); подготовить родителей к новой роли родителя школьника.
Динамика адаптационного периода первоклассников На первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, учитель, прежде всего, ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества. Работая на втором этапе над режимом дня школьника, ребята вспоминают, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате работы на этом этапе дети разбираются, что им мешает, а что помогает стать настоящими школьниками. На третьем этапе учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего этого можно достичь. Четвертый этап адаптационного периода первоклассников посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учитель создал ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль.
Психологическое обеспечение адаптационного периода снять тревожность, создать добро- желательную атмосферу в классе; познакомить ребят со школой, с режимом дня в школе познакомить первоклас- сников со школьными правилами познакомить детей друг с другом и классным руководите- лем
Задачи первого родительского собрания снять некоторое напряжение родителей, вызванное опасениями, связанными с предстоящим учебным годом и индивидуальными трудностями ребенка выявить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года, о единых требованиях, продиктованных школьными правилами. определить трудности родителей в общении с ребенком, в его воспитании поделиться с родителями впечатлениями классного руководителя об атмосфере в классе, его особенностях, трудностях;
Признаки успешной адаптации: насколько легко ребенок справляется с программой. ребята обмениваются впечатлениями о школе, рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют общественные поручения. это удовлетворен- ность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.