Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад 120 «Сказочный» г.о.Тольятти « Использование арт-терапии в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста» (музыкотерапия)
Источник идеи Притягательная сила искусства; поиск новых путей воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Интерпретация идеи Использование музыки во всех видах деятельности детей; создание групповой фонотеки. музыка для релаксации, сна; музыка для физ.минутки; музыка для танцев (дискотека) музыка для рабочих моментов; музыка для оркестра; музыка природы, шумы.
Актуальность, значимость и новизна Мы решили использовать арт- терапию, как инструмент помощи, способствующий формированию здоровой и творческой личности, но так как старшие дошкольники перегружены информацией, решили проводить это легко, ненавязчиво, в игровой форме.
Ряд дидактических игр, применяемых при музыкальной терапии «Танцор» (один ребенок танцует – остальные повторяют) «Дирижер» (дети, слушая музыку, жестами её изображают) «Шумовой оркестр» (часть детей играют на шумовых музыкальных инструментах – артисты, остальные – жюри-зрители) «Дискотека» (после прекращения музыки дети останавливаются – «замирают») «Представь и покажи» (часть детей – жюри-зрители, а остальные под музыку перевоплощаются и танцуют) «Представь и расскажи» (дети после слушания музыки делятся впечатлениями) «Помоги показать сказку» (слушая аудиозапись дети мимикой и жестами показывают действие сказки)
Музыкальная терапия с детьми преодоление психологической защиты ребенка; установление контакта между педагогом и ребенком; развитие коммуникативных и творческих возможностей ребенка; повышение самооценки на основе самоактуализации; способствует отреагированию чувств; развивает эмпатические способности; развивает межличностные отношения; формирует ценные практические навыки – игру на музыкальных инструментах; помогает занять ребенка увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах; непродолжительное музицирование хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки; музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; замкнутые и скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми; у них улучшается речевая функция.
Возможности групповой арт-терапии Групповая арт-терапия позволяет развивать ценные социальные навыки; связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы; дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими; повышает самооценку и ведет к укреплению личностной идентичности; развивает навыки принятия решений.
Основные понятия арт-терапии Арт-терапия – новый метод психокоррекции. Арт-терапия – инструмент помощи, способствующий формированию здоровой творческой личности. Основная техника арт-терапевтического воздействия – это техника активного воображения в продуктах творчества при активном познании своего «Я».
Коррекционные возможности арт-терапии Повышение самооценки; Безопасный способ разрядки напряжения; Возможность заново пережить конфликты прошлого; Возникновение чувства внутреннего контроля и порядка; Освоение новых форм опыта.
Формы арт-терапии Пассивная форма – ребенок прослушивает музыкальные произведения. Активная форма – ребенок сам создает продукты творчества: музыкальные композиции, спонтанные танцы, истории, рисунки. Смешанная форма – ребенок использует имеющиеся произведения искусства для создания своих продуктов творчества.
Весомая роль музыки при использовании арт-терапии Весомая роль музыки при использовании арт-терапии Стимуляция речевого общения. 2. Мощное коммуникативное начало. 3. Активная эмоциональная реакция. 4. Высвобождение сдерживаемых, подавляемых чувств и эмоций.
Лукьянова Надежда Борисовна: воспитатель; Щепилова Татьяна Анатольевна – музыкальный руководитель « Использование арт- терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста» (музыкотерапия) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад 120 « Сказочный » городского округа Тольятти