Презентация студентки III курса Специальности «социальная педагогика» Азяковой О.В.
«Ожившая кукла разных систем в известных театрах мира» «Куклы из тряпок, кусков дерева и бумажной массы совершенно явно оживают и действуют самостоятельно: они уже не следуют движениям управляющей ими руки, а напротив, сами ее направляют, у них свои желания и вкусы… Представление начинается игрою, но далее -врастает вглубь и граничит то с магией, то с мистерией» П.А.Флоренский, 1929
«С чего начинается театр кукол» Театр кукол, вид театра представлений, в которых действуют куклы (объемные и плоские), приводимые в движение актерами- кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.),метафорически изображающий живое существо. Театр кукол, вид театра представлений, в которых действуют куклы (объемные и плоские), приводимые в движение актерами- кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.),метафорически изображающий живое существо. Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста. Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с другими видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино). Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста. Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с другими видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино).
«Традиционные системы театральных кукол» (По принципу управления куклой) «Верховные куклы» «Верховные куклы» Принцип управления- Кукла находится над актером (актер кукловод управляет куклой снизу из-за ширмы) Кукла находится над актером (актер кукловод управляет куклой снизу из-за ширмы) 1. Перчаточные куклы(петрушки) 2. Тростевые куклы 3. Плоскостные куклы 4. Куклы с «живой рукой» «Низовые куклы» «Низовые куклы» Принцип управления- Кукла находиться ниже актера (на полу, на столе) Кукла находиться ниже актера (на полу, на столе) 1. Марионетки 2. «большие» напольные куклы 3. Куклы на «потычке» 4. Теневые куклы
«Театр Петрушки» Театром петрушки или перчаточным театром называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки – вроде перчатки, которая шьется по руке. Это наиболее древнейшие и простые в изготовлении куклы. Театром петрушки или перчаточным театром называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки – вроде перчатки, которая шьется по руке. Это наиболее древнейшие и простые в изготовлении куклы. Они широко распространены в различных театрах мира. Они широко распространены в различных театрах мира. Но особо популярными стали перчаточные актеры в фольклорных театрах кукол разных стран. Но особо популярными стали перчаточные актеры в фольклорных театрах кукол разных стран.
С.В. Образцов и главный кукольный театр России Один из самых известных кукольников XX века- создатель нашего Государственного академического Центрального театра кукол- Сергей Владимирович Образцов Один из самых известных кукольников XX века- создатель нашего Государственного академического Центрального театра кукол- Сергей Владимирович Образцов В 1931 году он создал уникальный театр кукол и более 60 лет был его бессменным руководителем. Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения новых систем кукол. Но любимыми куклами в театре оставались перчаточные куклы. В 1931 году он создал уникальный театр кукол и более 60 лет был его бессменным руководителем. Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения новых систем кукол. Но любимыми куклами в театре оставались перчаточные куклы. У Сергея Владимировича была незаменимая перчаточная кукла – Тяпа, которая была с ним более 60 лет. У Сергея Владимировича была незаменимая перчаточная кукла – Тяпа, которая была с ним более 60 лет.
«Марионетка» С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы на нитках или штырях, закрепленных к голове. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы на нитках или штырях, закрепленных к голове. В основном все марионетки приводятся в движение при помощи нитей, прикрепленных к ваге. В основном все марионетки приводятся в движение при помощи нитей, прикрепленных к ваге.
«Тростевая кукла» Чтобы играть такой куклой требуется огромное мастерство. Но большинство театров, в том числе и нашей страны, используют в своей работе разнообразные системы тростевых кукол (срытые и открытые трости). Трости придают кукле большую выразительность. Существует много знаменитых спектаклей, решенных тростевыми куклами. Но мировую известность завоевал «Необыкновенный концерт», поставленный в Центральном театре кукол С.В. Образцовым и С.С.Самодуром. Главный герой этого представления-конферансье Аркадий Апломбов Чтобы играть такой куклой требуется огромное мастерство. Но большинство театров, в том числе и нашей страны, используют в своей работе разнообразные системы тростевых кукол (срытые и открытые трости). Трости придают кукле большую выразительность. Существует много знаменитых спектаклей, решенных тростевыми куклами. Но мировую известность завоевал «Необыкновенный концерт», поставленный в Центральном театре кукол С.В. Образцовым и С.С.Самодуром. Главный герой этого представления-конферансье Аркадий Апломбов
«Большая кукла» Высота этих кукол зависит от роста кукловода (от 1м до 1,7м) или от режиссерского замысла (существуют куклы более 2 метров). Их водят в основном два актера. Существует также два способа вождения «больших» кукол. Высота этих кукол зависит от роста кукловода (от 1м до 1,7м) или от режиссерского замысла (существуют куклы более 2 метров). Их водят в основном два актера. Существует также два способа вождения «больших» кукол. «Большие» куклы обладают богатыми сценическими возможностями. «Большие» куклы обладают богатыми сценическими возможностями. «Большими» куклами решаются театральные постановки в Москве, Санкт-Петербурге, Париже,Пекине (площадной театр). Но особо хороша кукла на эстраде. Интересен опыт работы японских театров. «Большими» куклами решаются театральные постановки в Москве, Санкт-Петербурге, Париже,Пекине (площадной театр). Но особо хороша кукла на эстраде. Интересен опыт работы японских театров.
Кукла с «живой рукой» Многим кукольникам в последнее время полюбилась кукла с «живой рукой». Если в куклах других систем предусмотрен целостный корпус, то здесь его нет. Вместо рук куклы (или одной руки) работают руки кукловода (обнаженные или в цветных перчатках). Многим кукольникам в последнее время полюбилась кукла с «живой рукой». Если в куклах других систем предусмотрен целостный корпус, то здесь его нет. Вместо рук куклы (или одной руки) работают руки кукловода (обнаженные или в цветных перчатках). Данный вид куклы весьма распространен в театрах «одного актера», в театрах, ставящих эстрадные номера. Данный вид куклы весьма распространен в театрах «одного актера», в театрах, ставящих эстрадные номера. Подлинную славу кукольнице Марте Цифринович составила кукла Венера Михайловна Пустомельская, кандидат околовсяческих наук, доктор по всем вопросам Подлинную славу кукольнице Марте Цифринович составила кукла Венера Михайловна Пустомельская, кандидат околовсяческих наук, доктор по всем вопросам
Кукла на «потычке» Такие куклы используют, когда представление или какая-то из его сцен играется не на ширме, а, например, на столе. Такие куклы используют, когда представление или какая-то из его сцен играется не на ширме, а, например, на столе. Эта кукла очень подвижна, выразительна. Самые знаменитые куклы на «« потычках»-куклы вертепа, разыгрывающие историю рождения Христа и историю царя Ирода. Сначала эта кукла появилась в Польше, а потом и у нас в России. Эта кукла очень подвижна, выразительна. Самые знаменитые куклы на «« потычках»-куклы вертепа, разыгрывающие историю рождения Христа и историю царя Ирода. Сначала эта кукла появилась в Польше, а потом и у нас в России. Основа данной куклы состоит из трех частей: голова, туловище и гапит (ручка), за которую водят данный вид куклы Основа данной куклы состоит из трех частей: голова, туловище и гапит (ручка), за которую водят данный вид куклы
Почему в одном спектакле режиссер отдает предпочтение перчаточным куклам, в другом- тростевым, в третьем- марионеткам? Почему в одном спектакле режиссер отдает предпочтение перчаточным куклам, в другом- тростевым, в третьем- марионеткам? Главная причина- технические отличия одних кукол от других. Из разницы конструкции вытекает и разнообразие пластических решений спектакля. Главная причина- технические отличия одних кукол от других. Из разницы конструкции вытекает и разнообразие пластических решений спектакля. Одну постановку надо осуществлять скупыми средствам перчаточных кукол, подчеркнуть простоту, которые под силу только тростевыми куклами. А если в спектакле или эстрадном номере необходимо выделить какие-нибудь мелкие нюансы или проделать сложные физические действия, это лучше «поручить» куклам с рукой актера. Одну постановку надо осуществлять скупыми средствам перчаточных кукол, подчеркнуть простоту, которые под силу только тростевыми куклами. А если в спектакле или эстрадном номере необходимо выделить какие-нибудь мелкие нюансы или проделать сложные физические действия, это лучше «поручить» куклам с рукой актера. Но какой рукой не играл бы актер, надо начать с самой главной вещи-с «оживления», одухотворения куклы: её надо учить ходить, поднимать и опускать руки, поворачиваться, нагибаться, «общаться»… Но какой рукой не играл бы актер, надо начать с самой главной вещи-с «оживления», одухотворения куклы: её надо учить ходить, поднимать и опускать руки, поворачиваться, нагибаться, «общаться»…
Как стать Творцом? Как развивалась история театральной куклы? Как развивалась история театральной куклы? Почему люди играют в куклы? Почему люди играют в куклы? Как создается и оживает театральная кукла? Как создается и оживает театральная кукла?
Учебные вопросы Какие существуют виды театральных кукол? Какие существуют виды театральных кукол? В чем особенности театральных кукол разных стран? В чем особенности театральных кукол разных стран? Из чего делают театральных кукол? Из чего делают театральных кукол? Как самому оживить куклу? Как самому оживить куклу? Как сделать декорацию к спектаклю? Как сделать декорацию к спектаклю?
Куклы – это серьезно? У вас есть кукла, есть ширма (или натянутая простынь между двумя стульями), у вас даже есть идея постановки но…ничего не получается: куклы на ширме сталкиваются с друг с другом, ходят боком, а то и вовсе исчезают… У вас есть кукла, есть ширма (или натянутая простынь между двумя стульями), у вас даже есть идея постановки но…ничего не получается: куклы на ширме сталкиваются с друг с другом, ходят боком, а то и вовсе исчезают… Для того чтобы этого избежать, нужно усвоить основные правила игры с куклой на ширме. Для того чтобы этого избежать, нужно усвоить основные правила игры с куклой на ширме.
Куклы – это серьезно? Любое кукольное представление начинается со знакомства актера со своим «внешним образом», то есть с куклой, с её возможностями (что она умеет делать, а что не умеет). Любое кукольное представление начинается со знакомства актера со своим «внешним образом», то есть с куклой, с её возможностями (что она умеет делать, а что не умеет). Но вначале необходимо хорошо знать свою куклу, знать её строение и правила вождения. Но вначале необходимо хорошо знать свою куклу, знать её строение и правила вождения.
Кукла – это серьезно? Все эти правила легко запомнить, труднее их реализовать - нужна постоянная тренировка с куклой, причем надо тренировать обе руки, и правую и левую. Все эти правила легко запомнить, труднее их реализовать - нужна постоянная тренировка с куклой, причем надо тренировать обе руки, и правую и левую. Необходимо постоянно выполнять упражнения и этюды на развитие фантазии с куклой. Необходимо постоянно выполнять упражнения и этюды на развитие фантазии с куклой. Каждое упражнение должно быть обусловлено определенной задачей, необходимо обращать внимание на индивидуальность куклы – образа. Каждое упражнение должно быть обусловлено определенной задачей, необходимо обращать внимание на индивидуальность куклы – образа. Характер движения куклы должен определяться содержанием образа. Движения куклы должно быть четкими и ритмичными. Характер движения куклы должен определяться содержанием образа. Движения куклы должно быть четкими и ритмичными.
Такие этюды хорошо показывать под музыку. Можно получить даже несколько номеров, которые вместе составят прекрасный спектакль, где кукла по-настоящему оживет. Такие этюды хорошо показывать под музыку. Можно получить даже несколько номеров, которые вместе составят прекрасный спектакль, где кукла по-настоящему оживет. Покажите свою работу друзьям, родителям… Покажите свою работу друзьям, родителям… Порадуйте их. Порадуйте их. Ведь театр кукол- это настоящее чудо!!! Ведь театр кукол- это настоящее чудо!!!
Станьте волшебниками! Марионетки, перчаточные, планшетные, теневые куклы разыграют настоящий «кукольный бал» нон-стоп! Марионетки, перчаточные, планшетные, теневые куклы разыграют настоящий «кукольный бал» нон-стоп! Сказка будет править балом на подмостках сцены. Сказка будет править балом на подмостках сцены. И сколь различным может быть ее воплощение- зависит от вас! И сколь различным может быть ее воплощение- зависит от вас!
Спасибо за внимание !!!