Рудакова Серафима 8 «Б» класс Путешествие по Петербургу В память об Отечественной войне 1812 года
- Содержание - 1-я остановка. Нарвские ворота. 2-я остановка. Колонны Славы. «Медный всадник». 3-я остановка. Арка главного штаба. 4-я остановка. Александрийская колонна. 5-я остановка. Зимний дворец. Военная галерея 1812 г. 6-я остановка. Памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли. 7-я остановка. Гробница М. И. Кутузова в Казанском соборе.
Маршрут моей экскурсии.
1-ая остановка. Нарвские ворота Ворота находятся в центре площади Стачек и установлены по проекту В.П. Стасова. Изначально ворота были деревянными и стояли недалеко от Обводного канала, их построил в 1814 году архитектор Джакомо Кваренги специально для торжественной встречи русских войск после победы над Наполеоном. В 1827–1834 годах Стасов, сохранив общий замысел, выполнил ворота из кирпича, облицевав его медью. Облицовка ворот медными листами стала новшеством в строительстве. На воротах расположена оригинальная конная группа работы Петра Клодта, Степана Пименова и Василия Демут-Малиновского. Группа представляет собой колесницу, которой управляет богиня победы Ника. В её руках пальмовая ветвь и лавровый венок символы мира и славы. Появились скульптуры воинов. Над ними золотыми буквами высечен список полков русской армии, которые участвовали в войне 1812 года. По краю фронтона высечен список главных сражений. Во Время созданий триумфальной арки у архитектора появилась идея о включении в неё музея Отечественной войны 1812 года. Однако реализована она была только спустя полтора столетия, музей здесь открылся в 1987 году.
К карте. Фотографии Нарвских ворот сейчас и в 1814 г.
2-ая остановка. Колонны Славы. «Медный всадник» Две гранитные колонны с венчающими их бронзовыми фигурами богини победы Ники. Колонны находятся недалеко от бывших казарм лейб-гвардии Конного полка (ныне Центральный выставочный зал). Они были построены в 1845 году и призваны увековечить его подвиги в Отечественной войне 1812 года. Колонны Славы выполнены по проекту архитектора К. И. Росси из серого сердобольского гранита. Высота каждой колонны составляет 12 метров, из которых 2,5 метра занимают статуи. Статуи богини Ники с лавровыми венками в руках были изготовлены по проекту скульптора Х. Д. Рауха в Берлине и подарены императору Николаю I королем Фридрихом Вильгельмом IV в 1845 году с ответной благодарностью за копии скульптурных групп "Укрощение коня" П. К. Клодта, оригиналы которых установлены на Аничковом мосту в Петербурге.
Фотографии богини Ники на Колоннах Славы К карте.
«Медный всадник» Этот замечательный памятник был выполнен скульптором Этьеном Фальконе в годах. Памятник был торжественно открыт 7 августа 1782 года. В 1812 году, когда Петербургу грозила опасность вторжения Наполеона, Александр I велел вывести памятник в Вологодскую губернию. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Величественный всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр. Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу озабоченный государь. «Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию, говорит ему Пётр, но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздаётся «тяжело-звонкое скаканье». Поражённый рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю, после чего Александр отменил своё решение, и статуя Петра Великого осталась на месте. Не даром А. С. Пушкин воспел памятник в своей знаменитой петербургской повести (а именно после того, как Пушкин назвал памятник «Медным всадником», он стал так называться), а через сто лет Блок сказал: «Медный всадник, - мы все находимся в вибрации его меди»…
«Медный всадник» К карте.
3-ья остановка. Арка главного штаба Это прекрасное, величественное здание возведенное в 18191829 годах по проекту К. И. Росси, было воздвигнуто по приказу Александра I «дабы придать площади вид, подобающий центру столицы». Высота арки 28 метров, Она переброшена через пролёт Большой Морской улицы. У подножия арки на выступающих из стены пьедесталах установлены горельефные композиции из воинских доспехов арматуры. Над ними между колоннами стоят фигуры воинов. Великолепным завершением этой триумфальной композиции служит изображение колесницы Победы с шестеркой коней. В центре ее четко выделяется аллегорическая статуя Победы в образе крылатой женщины с эмблемой государства и лавровым венком в руках. Две группы коней, крайних из которых подхватывают под уздцы воины с копьями, ритмично вторят разворачивающимся в стороны крыльям здания. Создателями скульптурного декора арки Главного штаба были С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский великолепные мастера синтеза искусств в русском классицизме. В своей работе они неизменно руководствовались рисунками К. И. Росси.
Фотографии Арки Главного штаба К карте.
4-ая остановка. Александрийская колонна Проект монумента был принят уже при Николае I в 1829 году, и работа была поручена Огюсту Монферрану. Колонна выполнена из красного гранита, обработанного близ Выборга, там же где в это время высекались колонны для Исаакиевского собора. Установили её 30 августа 1832 года, участвовали в этом 2400 солдат. На вершине колонны расположена скульптура ангела работы скульптора Б. Орловского. Лицу ангела он придал черты Александра I, что было сделано по требованию Николая I. На постаменте Александрийской колонны изображена фигура Победы, заносящая в книгу Истории памятные даты: «1812, 1813, 1814» и надпись: «Александру I благодарная Россия». Во время закладки фундамента, в центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Торжественное открытие памятника состоялось 30 августа 1834 года. Интересно то, что колонна не врыта в землю и не укреплена на фундаменте. Она держится только за счёт точного расчёта и своего веса. Это самая высокая в мире триумфальная колонна. Её вес более 600 тон, высота 47,5 метров.
Фотографии Александрийской колонны. К карте.
5-ая остановка. Зимний дворец. Военная галерея 1812 г. Собрание портретов российских военачальников и полководцев - участников Отечественной войны 1812 и Заграничных походов написано в 28 английским художником Джорджем Доу при участии русских художников В. А. Голике и А. В. Полякова. Помещение Военной галереи сооружено по проекту архитектора Росси между Георгиевским и Гербовым залами Зимнего дворца. Галерея была торжественно открыта 25 декабря 1826 года. На торцевой стене Военной галереи в 1838 помещен конный портрет императора Александра I (художники Ф. Крюгер и П. Крафт), сменивший портрет, исполненный Доу. На боковых стенах у дверей портреты в рост Кутузова, Барклая-де-Толли, цесаревича Константина Павловича и британского фельдмаршала Веллингтона. На стенах Военной галереи размещены в пять рядов погрудные портреты 332 российских генералов, а также тринадцать затянутых зеленым шелком пустых рам с именами генералов, чьи портреты по разным причинам не были написаны. По сторонам трех ведущих в Военную галерею дверей в медальонах, обрамленных позолоченными лавровыми венками, начертаны золотыми буквами названия мест наиболее знаменательных сражений: Бородино, Тарутино, Клястицы, Красный, Кульм, Лейпциг, Денневиц, Кацбах, Бриенн, Фер-Шампенуаз, Лаон и Париж, а над дверями годы кампаний: 1812, 1813, 1814.
У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом; Но сверху донизу, во всю длину, кругом, Своею кистею свободной и широкой Её разрисовал художник быстроокой. Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн, Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен, Ни плясок, ни охот, – а все плащи, да шпаги, Да лица, полные воинственной отваги. Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года… А. С. Пушкин К карте.
6-ая остановка. Памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли Работа над памятниками великим полководцам была поручена выпускнику Академии художеств талантливому скульптору Б. И. Орловскому. Орловский добился, чтобы проектирование постаментов было поручено архитектору В. П. Стасову. Проекты, выполненные им в 1830 году, были утверждены в мае 1834 года. В 1830 году Орловский выполнил второй вариант моделей, лишь немного уточнив конкурсные варианты. В 1835 году опытный литейный мастер Василий Петрович Екимов отлил из меди статую М. И. Кутузова. Статуя М. Б. Барклая де Толли была отлита в 1836 году. К весне следующего года бригада каменщиков мастера С. К. Суханова закончила сооружение постаментов, к июню на них были установлены бронзовые фигуры полководцев. Никаких элементов украшения на постаментах нет, только на лицевых гранях выбиты лаконичные надписи: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому. 1812» и «Фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли. 1812, 1813, 1814 и 1815». Надзор за всеми работами по сооружению памятников осуществлял архитектор К. А. Тон.
Памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли К карте.
7-ая остановка. Гробница М. И. Кутузова в Казанском соборе. 13 июня 1813 года состоялись похороны Кутузова в Казанском соборе Петербурга, в склепе у западной стены северного придела. Казанский собор – грандиознейшее творение замечательного русского зодчего А. Н. Воронихина, воздвигнутое в 1811 году, – был избран местом погребения полководца не случайно. В 1812 – 1813 годах собор стал своеобразным пантеоном славы русских войск, предводительствуемых Кутузовым. Сюда из действующей армии отправлялись трофейные знамена и штандарты, символические ключи от взятых крепостей и городов Европы. Всего в соборе были собраны 107 знамен и штандартов, 93 ключа и даже жезл французского маршала Л. Й. Даву, командовавшего 1-м корпусом «великой армии». В полу собора над склепом была вмурована гранитная плита, вокруг которой в 1814 году была поставлена невысокая железная решетка, изготовленная мастером Ажисом. Передняя сторона решетки украшена бронзовым позолоченным изображением родового герба Голенищевых-Кутузовых. Над решеткой в стену собора вделана доска красного мрамора с надписью золочеными накладными буквами: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813 в городе Бунцлау».
" П о х о р о н ы М. И. К у т у з о в а ", г. Г р а в ю р а М. Н. В о р о б ь е в а. К а т а ф а л к, в к о т о р о м б ы л п о с т а в л е н г р о б с в е т л е й ш е г о к н я з я М. И. К у т у з о в а - С м о л е н с к о г о в К а з а н с к о м с о б о р е. К карте.
Спасибо за внимание!